Любая проблема бесконечно сложна


Любая проблема бесконечно сложна

Гениальные решения все более сложных проблем находятся в результате бесконечного совершенствования человеческого мышления. И поэтому любая сколь угодно совершенная машина неспособна заменить человека, способного к нахождению нестандартных решений

👁618

Все знакомы с утверждением, что “Все гениальное - просто”.

Суть этой фразы в том, что для каждой проблемы существует достаточно простое её решение, если взглянуть на неё с некоторой новой точки зрения, о наличии которой люди не догадывались до тех пор, пока это не сделал обнаруживший её гений.

Что же такое делает для решения проблемы гениальный человек? Как ему удается взглянуть не проблему иначе, чем это делали до него люди, осознавшие наличие непонятной или чрезвычайно сложной для них ситуации, которая требует своего разрешения?

Дело в том, что размышляя достаточное длительное время о сущности проблемы, гений испытывает некое озарение (инсайд) и для него становится очевидным, что между элементами проблемы существует некоторая взаимосвязь, о наличии которой люди не задумывались.

Гениальный человек как бы приподнимается над проблемой на более высокий уровень, с которого становится видной система взаимосвязей между элементами решаемой проблемы. И это позволяет установить некие достаточно простые закономерности, проявляющиеся в процессе взаимодействий между рассматриваемыми элементами. А открытие этих закономерностей дает достаточно простое решение существующей проблемы. Но нужно понимать, что это гениально простое решение стало возможным только в результате выхода мышления человека на качественно более высокий уровень.

Но можно видеть также и обратное, что любая проблема бесконечно сложна, потому что любое её решение приводит к тому, что для людей становятся актуальными новые проблемы более тонкого порядка, наличие которых ими ранее не осознавалось.

В науке наиболее очевидно это проявляется, например, в физике, где уже сто лет назад стало понятно, что любой атом, любая элементарная частица устроены так же сложно, как и космос, который образуют планеты, кометы, астероиды, звезды, галактики и т.д.

Но и в любой другой отрасли человеческого знания мы видим то же самое: доходит, например, до того, что объекты изучения вирусологии, эпидемиологии, вакцинологии оказываются настолько сложными, что специалистам других отраслей медицины они оказываются недоступными для достижения такого уровня понимания, какой необходимо иметь, чтобы решать проблемы безопасности, жизни и смерти многих миллионов людей.

Отсюда становится понятным, что к специалистам, которые заняты решением актуальных проблем человечества, должен быть особый подход: их ценность во многих случаях многократно превосходит ценность личностей сильных мира сего. Ведь последние, сильно не задумываясь, способны множество “дров наломать”. В то же время специалист гениальным образом может найти достаточно простой способ решения чрезвычайно сложной проблемы, такой, например, как “блоху подковать”.

По мере усложнения человеческих обществ количество актуальных проблем многократно увеличивается, сравниваясь с числом занимающихся ими специалистов. А это означает, что утрата одного высококвалифицированного специалиста может привести к тому, что соответствующее государство утратит необходимую компетенцию в некоторой отрасли деятельности и вынуждено будет поделиться частью своего суверенитета с другой державой, которая обладает всеми необходимыми для выживания в современном мире компетенциями.