Трудовые ресурсы России


Трудовые ресурсы России

«Работодатели ведут битву за молодежь»: спасут ли рынок труда мигранты?

👁237

Численность сотрудников моложе 35 лет в России достигла исторического минимума - их количество сократилось на 1,3 млн человек. Данные Росстата свидетельствуют, что наибольшее «вымывание» произошло в возрастной группе 25-29 лет. Причинами служат демографическая яма 90-х и отток населения за границу. Обсудили изменения на рынке труда с экспертами и узнали, можно ли решить проблему привлечением мигрантов.

Число работников в возрасте до 35 лет в России уменьшилось до исторического минимума – к концу 2022 года их количество сократилось по сравнению с декабрем 2021 года на 1,33 млн человек, или на 5,8%, до 21,5 млн человек. Это около 29,8% от всех занятых на российском рынке труда. Число занятых до 30 лет сократилось на 802 тысячи, или на 6,9%, до 10,8 млн человек (14,9% от всех занятых). Такими данными поделилась аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, которая проанализировала показатели Росстата (есть в распоряжении KazanFirst).

– Особенно существенно за прошедший год уменьшилась численность работников в возрасте от 25 до 29 лет – на 724 тысячи, до 7,2 млн. Это важная для экономики категория молодых специалистов, которые уже успели приобрести профессиональный опыт и при этом обладают высокой трудовой мобильностью. В эту возрастную группу попали родившиеся в кризисный период 1993–1997 годов, – отмечают аналитики.

Согласно данным FinExpertiza, количество работников 30-34 лет уменьшилось на 524 тысячи, до 10,7 млн. В 2021 году численность этой возрастной когорты выросла, однако с 2022 года эту группу все больше стали формировать родившиеся в начале демографического кризиса 90-х годов. Как итог – работников этого возраста стало меньше.

Уменьшилось и количество начинающих специалистов в возрасте 20-24 лет (1998-2022 годы рождения) – выпускников или студентов, совмещающих учебу с подработками: их стало меньше на 87 тысяч человек. Это вторая по малочисленности возрастная категория на российском рынке труда – к концу 2022 года их насчитывалось около 3,2 млн человек.

Одной из основных причин резкого сокращения специалисты называют демографическую проблему, однако определенное влияние оказывает и отъезд возможных работников за границу. При этом необходимо учитывать, что в число занятых включаются военнослужащие и мобилизованные, которые не принимают участия в процессе производства, так что фактическое сокращение в этих возрастных категориях на рынке труда гораздо серьезнее.

Дефицит молодежи повысил спрос на кандидатов зрелого возраста и подростков

В пресс-службе hh.ru Поволжье заметили, что молодежи на рынке труда России стало почти вдвое меньше, чем 10-15 лет назад, и в ближайшие 10 лет ожидать улучшения ситуации не стоит. Не облегчает ситуацию и общий дефицит кадров, который сложился в стране. За молодых специалистов можно бороться только исключительными условиями труда и зарплатой, делать на них ставку сейчас — не самое верное решение для бизнеса без сильного бренда.

– Ряд компаний уже постепенно перестраиваются: так, в октябре 2022 года по сравнению с январем 2021-го кандидатов в возрасте 41−50 лет работодатели стали приглашать на собеседования чаще (доля выросла с 9,1 до 11,7%), как и людей более зрелого возраста — 51−60 лет (рост с 2,3 до 3,3%). Наибольший интерес к старшему поколению зафиксирован в сферах автобизнеса и безопасности, финансов и бухгалтерии, а также среди административного персонала, – сообщили специалисты сервиса.

Больше внимания работодатели стали уделять и подросткам: по данным hh.ru, спрос на соискателей в возрасте 14-18 лет в сентябре вырос на 17%, в октябре — на 26%, в первой половине ноября — на 16% год к году. Больше всего такие кандидаты оказались востребованы в розничной торговле, IT, HoReCa, услугах для бизнеса и складской логистике. С другой стороны, соискатели в возрасте 14-16 лет чаще всего ищут работу курьеров, промоутеров и кредитных специалистов.

«На рынке выиграет тот, кто привлечет молодые кадры»

По мнению директора рекрутинговой компании «Бизнес-партнер» Юлии Касиловой, на возрастную группу 20-35 лет, помимо низкой рождаемости в 90-е годы, мобилизации и оттока за границу, влияет также и то, что молодежь все чаще идет в новые профессии, которые не предполагают официального трудоустройства, то есть в курьеры, сотрудники складов маркетплейсов или блогеры. Возможность удаленной работы так же сделала офисную пятидневку менее привлекательной для молодых людей.

Эксперт сообщила, что работодатели буквально ведут битву за молодежь: многие компании курируют интересных выпускников вузов: начиная с 3-го курса оплачивают им дополнительное образование, заключают предварительные контракты, и на выходе этот выпускник становится сотрудником компании.

– На рынке выиграет тот, кто привлечет молодые кадры, так как это перспектива развития бизнеса, – подчеркнула Касилова.

А вот компетенции молодых сотрудников оставляют желать лучшего. Вузы зачастую отстают от жизни, учебные программы не обновляются годами, а теория не всегда совпадает с практикой. В итоге молодых специалистов приходится переучивать в процессе работы. Однако работодатели готовы вкладываться в обучение и переобучение сотрудников, так как дефицит кадров обостряется и это один из вариантов его решения.

Нужны ли российскому рынку труда мигранты?

Традиционно демографические проблемы решались привлечением иностранцев. Именно мигранты компенсировали недостаток рабочей силы на рынке труда. Причем исследования показывают, что почти три четверти прибывающих с целью работы относятся именно к возрастной группе «до 35», что связано не только с повышенной мобильностью, но зачастую с интенсивностью и спецификой выполняемых работ.

В это же время появляется инициатива по введению «весомого налога» за использование рабочей силы мигрантов, чтобы мотивировать руководителей нанимать россиян. С таким предложением выступил глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин.

– На мой взгляд, необходимо разработать механизм экономической мотивации предпринимателей, использующих российские трудовые ресурсы, предусмотрев весомый налог за использование иностранной рабочей силы, – сказал он.

Вместе с тем Бастрыкин добавил, что в целях снижения социальной напряженности целесообразно сформировать «дорожную карту» по замещению трудовых мигрантов гражданами России, обеспечив соотечественникам достойный уровень социально-трудовых гарантий.

Касилова считает инициативу введения «налога на мигрантов» малоэффективной: россияне просто не хотят идти в ряд профессий, поэтому такой налог только увеличит издержки работодателей и усложнит жизнь бизнесу.

Эксперты считают, что вымывание и недопущение на рынок труда потенциальных работников могут усугубить отрицательные тренды: впоследствии не исключено, что работодатели столкнутся не только с отсутствием специалистов, но и с отсутствием недостаточно квалифицированных кадров определенных возрастных диапазонов.

Согласно данным Росстата, в России наблюдается отток иностранной рабочей силы, что влияет на ситуацию на рынке труда. По результатам опроса работодателей, который hh.ru проводил в марте 2023 года, 70% респондентов вообще не нанимают мигрантов, 16% — нанимают, 15% затруднились ответить на вопрос. В 61% случаев мигрантов берут на должности, не требующие навыков, в 59% — требующие навыки и опыт, связанные с физическим трудом. Только 23% респондентов отметили, что в их компаниях мигранты работают на позициях, требующих опыта и навыков, но не связанных с физическим трудом.

По результатам опроса, проведенного в Татарстане, 44% респондентов считают, что мигрантов слишком много, 26% — что их нормальное количество, 6% — что могло бы быть и больше, затруднились ответить 24% респондентов.

Чаще всего говорят о том, что мигрантов избыточное количество, специалисты из сфер транспорта и логистики, закупок, финансов и бухгалтерии, а также рабочий персонал. Реже всего — представители IT-сферы, науки и образования. Хотели бы видеть больше мигрантов специалисты по управлению персоналом и тренингам.

«Иностранец иностранцу рознь»

Президент SuperJob Алексей Захаров считает, что «весомый налог» ничего не изменит: гастарбайтеров как завозили нелегально, так и будут завозить.

– Никакая налоговая история на это не повлияет, потому что они все равно налоги не платят. Работодатели их нанимают и тоже налогов не платят. А для тех компаний, которые нанимают высококвалифицированных специалистов, которых и так сложно нанять, затраты вырастут, и мы станем еще менее конкурентны в этом плане. Большинство иностранной рабочей силы, которая есть на территории России, находится здесь нелегально. Условно, мы знаем, что патентов выдано миллион, а работает то ли 10, то ли 20 миллионов человек, никто их не считал. Сначала надо навести порядок, а потом понимать, какая будет налоговая база, – рассуждает эксперт.

Кроме того, иностранная рабочая сила бывает разного типа. По мнению Захарова, если компания привлекает великого физика или программиста, то налог должен обнуляться. Государство должно дотировать подобные вещи для корпораций. Иностранец иностранцу рознь: приток кого-то нужно ограничивать, а кого-то – поощрять, подчеркнул собеседник.

Захаров обратил внимание, что российский рынок труда за последние два десятилетия, казалось, пережил все, что только может случиться, – от всемирных кризисов до ковида.

– Но то, что происходит сегодня, можно назвать уникальной ситуацией: мы видим не приток, как было в 2008 или 2014 годах, а, напротив, сокращение числа резюме. Люди, у которых есть стабильная или хотя бы относительно стабильная работа, отказываются от планов смены места работы, а работодатели, наученные ковидом, не торопятся сокращать персонал. А впереди еще очередное дно демографической «ямы» - как следствие низкой рождаемости в 90-х годах, – заметил эксперт.

Какие еще тенденции наметились на рынке труда?

Изменения в соотношении мужчин и женщин уже коснулись позиций, где можно найти место работы, не требующее приложения значительной физической силы. Так, по данным Superjob, доля соискателей-женщин за девять месяцев выросла на 5-6 процентных пунктов среди курьеров и комплектовщиков. На столько же изменилось гендерное соотношение среди специалистов по тестированию ПО и менеджеров по продажам. Среди специалистов отделов сбыта численный перевес, пусть и минимальный, сейчас на стороне женщин: соискательницы составляют 51% от общего числа разместивших резюме (в марте женщин было 45%).

В то же время в большей части рассмотренных профессиональных групп вырос средний возраст соискателей-мужчин. Так, системные администраторы, инженеры КИПиА и механики «постарели» сразу на три года; охранники, фрезеровщики, энергетики, электромонтеры, плотники и операторы станков с ЧПУ – на два года. Важно понимать: количество «возрастных» соискателей не стало больше — процентное соотношение изменилось за счет уменьшения числа соискателей моложе 45 лет. Мужчины призывного возраста реже готовы менять работу по разным причинам (и в первую очередь это наличие отсрочки от мобилизации и стабильная работа предприятия). Исключение составляют лишь программисты. Средний возраст разработчиков за девять месяцев снизился с 38 до 37 лет: в профессиональной группе выросла доля соискателей до 24 лет (студентов и выпускников вузов и колледжей, а также закончивших курсы).

– Очевидно, что спецоперация уже привела к значительным изменениям на рынке труда. Демография и СВО побеждают гендерную и возрастную дискриминацию быстрее, чем все законодательные усилия вместе взятые, и происходит это исключительно из-за дефицита рабочих рук, – резюмировал Захаров.

Россияне не захотят занимать рабочие места мигрантов

Председатель татарстанского отделения партии «Справедливая Россия - За правду» Альмир Михеев считает, что при таких удручающих показателях даже официальной статистики чинить дополнительные препятствия в найме мигрантов – значит, собственноручно ухудшать показатели экономического развития.

– Компании прибегают к найму мигрантов не потому, что не хотят нанимать россиян, а потому, что очередь из россиян, ищущих трудоустройство, отсутствует. И приток мигрантов, пробивающихся к лучшей жизни, только увеличивается. И если пока нечем заменить труд мигрантов, то нужно думать о том, как сделать ассимиляцию более успешной. Например, обеспечить знание мигрантами, помимо русского языка, российской истории, культуры, – предложил политик.

При этом демографическая яма 90-х не только сейчас негативно сказывается на рынке труда, но и продолжает негативный демографический тренд в будущее. Народный избранник признал, что создание для молодежи таких условий, чтобы она «встала к станку», а не тянулась к профессиям относительно свободного графика и перемещения, а еще и начала создавать семьи с детьми, – это вопрос очень серьезных комплексных мер, шансы на реализацию которых очень малы в краткосрочной перспективе.

Решением может стать создание новых рабочих мест и улучшение условий труда

Замглавы партии «Коммунисты России» депутат Казгордумы Альфред Валиев к привлечению иностранной рабочей силы относится резко отрицательно. Он считает, что главная причина того, что демографическая яма существует по сей день, – неконструктивные действия чиновников. По мнению собеседника, им все равно, кто будет рождаться в России, – русские, татары, чуваши или узбеки и таджики, которых они везут миллионами.

– Все же видят, что на протяжении последних лет при отсутствии настоящего государственного планирования и контроля мер, должных привести к увеличению рождаемости у тех поколений, которые призваны были эту яму «заровнять», наш российский народ замещался носителями чуждой нам ментальности коррупции и кумовства. И вместо того, чтобы работать на благо народа и государства, вкладывать силы и средства в рождение новых граждан от коренных жителей России, ответственные чиновники, пользуясь ситуацией, стали «заваливать яму мигрантами». Крупному капиталу это выгодно – минимум издержек, максимум прибыли, мигранты для них не люди, а всего лишь расходник. При этом нашему государству и обществу этими действиями нанесли огромный долговременный урон. Во-первых, гастарбайтеры и мигранты вывезли огромные деньги за границу, во-вторых, они увеличили уровень преступности и напряженности в обществе, в-третьих, лишили коренных граждан сотен тысяч рабочих мест, в-четвертых, снизили уровень оплаты труда, в-пятых, мигранты стали встраиваться в системы государственного управления и правоохранительных органов и тем самым стали еще сильнее разлагать их привезенной извне племенной коррупцией. А самое главное – они заместили своими детьми наших нерожденных русских, татарских и других детей. Люди уже горько шутят, что скоро мигранты заместят Россию, – сетует Валиев.

Лучшим решением проблем, связанных с непродуманной миграционной политикой, Валиев считает создание новых рабочих мест и улучшение условий трудовой занятости, безусловное повышение оплаты труда, расширение номенклатуры производящихся в России товаров. Одновременно с этим необходимо значительно увеличить госрасходы на поддержание института семьи.

- Тех средств, что выделяются сейчас, уже недостаточно для положительной динамики. По нынешним ценам на каждого родившегося ребенка, начиная с первого, необходимо выплачивать не менее миллиона рублей и в обязательном порядке обеспечивать молодые семьи государственным жильем по социальному найму. Родил троих детей – льготное приобретение семейного автомобиля. Родил троих детей в сельской местности – плюс трактор в подарок и беспроцентное кредитование на ведение хозяйства или фермерскую деятельность, - рассуждает собеседник.

Дополнительно к инициативе Бастрыкина Валиев предложил ввести институт личного поручительства руководителей организаций и их владельцев за ввозимых в страну мигрантов. Потому что государство обязано защищать не только себя, но и народ, составляющий это государство. Бастрыкин предложил воздействовать на недобросовестных дельцов через кошелек - по мнению Валиева, это хороший метод воздействия, но этого недостаточно. Поэтому он предлагает более комплексное решение проблем демографии.

– Сколько мигрантов, получивших за последние пять-десять лет российское гражданство, пошли добровольцами на СВО? Сколько детей крупных бизнесменов защищает российские интересы? Примерно около нуля. И зачем нам такое? В такси работать и чистоту на улицах наводить? Свои таксисты и дворники есть. Не всем же в космос летать и людей лечить. Надо сделать так, чтобы каждый понимал с младых ногтей, что быть гражданином России - это великая честь, а не способ заработка. И заботиться об этом должно государство - от воспитания граждан до их обучения, – подчеркнул Валиев.

«Сначала открывают все «шлюзы» для въезда мигрантов, а потом хватаются за голову»

Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов обратил внимание, что наиболее острым является кризис трудовых кадров в промышленном секторе, особенно в оборонке. Но условия для такого кризиса возникли не год назад с началом СВО, а раньше, ведь промышленные предприятия и прежде испытывали дефицит кадров.

– Обычно, когда сейчас обсуждают влияние СВО на кризис трудовых ресурсов, обращают внимание лишь на один аспект – последствия частичной мобилизации, под которую попали в основном представители наиболее трудоспособных возрастов. Влияние этого фактора очевидно, но это не полное объяснение. Есть и другая причина кризиса. До начала СВО масштаб антироссийских санкций был относительно ограниченным и наша экономика развивалась во многом благодаря тесному взаимодействию с западным бизнесом. С началом СВО и тотальным ужесточением западных санкций возникла потребность замещения широкого спектра комплектующих во многих отраслях промышленности, начался процесс создания новых производств, который также обострил спрос на рабочую силу. Так что мы имеем наложение как минимум двух весомых факторов, влияющих на кризис трудовых ресурсов, – пояснил Атласов.

По мнению политика, одним из решений является ввоз в страну мигрантов. И в этом нет ничего плохого, если этот инструмент использовать разумно. У нас же в стране бросаются из крайности в крайность. Сначала открывают все «шлюзы» для въезда мигрантов, но не регулируют этот поток. А потом хватаются за голову, когда видят статистику роста преступности среди иностранцев.

– Но ведь мы сами спровоцировали данный рост, когда ввели патентную систему. Государство само погналось за деньгами мигрантов. А надо было действовать по-другому. Мое предложение – это ввозить мигрантов под целевые задачи. Например, создается новое производство, под него можно завезти какую-то часть мигрантов, готовых работать. Но с жестким условием – они должны работать только на этом производстве. На мой взгляд, было бы лучше завозить в Россию северокорейцев – они более трудолюбивы и неприхотливы, при этом живут более замкнуто. Ведь среднеазиаты больше склонны заниматься торговлей и строительством, а вот корейцы с их дисциплиной и трудовой этикой больше подойдут для промышленных предприятий. Только работодатель должен четко соблюдать все условия договора, – рассуждает парламентарий. - Мигранты – это полезный ресурс, если подходить к решению этой проблемы системно, контролируя их местонахождение и численность, но в России не хотят этим заниматься.

Автор: Алия Резванова
Источник: KAZAN FIRST