Теории государственного регулирования экономики


Теории государственного регулирования экономики

Сегодня различные экономисты справедливо подчеркивают необходимость совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики

👁694

Необходимость государственного регулирования экономики

Государственная политика регулирования экономики должна совершенствоваться таким образом, чтобы отвечать стоящим перед обществом задачам и вызовам, с которыми столкнулась современная Россия.

Современная экономическая наука в России переживает период, являющийся завершающим этапом преломления взглядов на роль государственного регулирования экономики. В 1990-х годах господствовало почти полное отрицание необходимости государственного вмешательства в экономику, однако, в конце 1990-х произошел возврат к данной теме вследствие очевидных промахов такого отрицания.

Осознание важности государственного регулирования национальной экономики повторно произошло к середине 2000-х годов, практическое применение методов макроэкономического регулирования экономики со стороны государства достигло значительных масштабов в начале второго десятилетия XXI века.

За последние годы стали появляться новые исследования, которые носят очень взвешенный характер. Основной проблемой в данной области является необходимость понимания роли государства в регулировании экономики для каждого современного гражданина России, так как это является объективным процессом, без чего невозможно понимание значения государственных экономических мер.

Теории государственного регулирования рыночной экономики

Государственное регулирование экономики заключается в определении стратегического развития национальной экономики, разработке экономической программы, координации экономических мер для достижения условий роста уровня жизни населения и улучшения условий хозяйствования для экономических агентов в стране.

Следовательно, краеугольный камень всех теорий государственного регулирования экономики – определение границ, степени вмешательства государства и перечень конкретных мер, используемых для влияния на экономические отношения, особенно в рамках предпринимательской деятельности.

Рыночная экономика не в состоянии самостоятельно развиваться без вмешательства государства, которому следует определить необходимые сферы приложения мер воздействия для повышения эффективности функционирования национальной экономической системы. Ключевым вопросом является насколько серьезным должно быть это вмешательство и как именно должно осуществляться государственное регулирование экономики. Также необходимо отметить, что любая современная развитая страна функционирует в условиях, когда государство осуществляет активную бюджетно-налоговую политику, серьезно регулирует сферу финансовых отношений, занимается решением социальных и других важных проблем, определяет приоритеты экономического роста и развития внутри страны.

Отечественные теории государственного регулирования экономики

Особо следует отметить развитие взглядов отечественных экономистов на аспекты государственного регулирования экономики, которые менялись с модернизацией социально-экономического устройства страны.

Впервые, данные вопросы были подняты в эпоху Российской Империи, когда появились первые теории государственного регулирования, связанные с меркантилизмом.

Принцип меркантилизма – государство тем богаче, чем больше полноценных денег в виде золота и серебра оно имеет, накопление богатства может достигаться с помощью государственной власти.

В соответствии с этим, меркантилисты считали необходимым активное государственное вмешательство в экономику. Первым представителем меркантилизма в России был дворянин А.Л. Ордин-Нащокин. Позже И.Т. Посошков дал стройную систему экономических взглядов. Предлагалось за счет экономических реформ ликвидировать экономическое отставание от западных стран путем развития протекционизма, внутренней торговли, промышленности и т.д. Большинство экономических преобразований Петра I были осуществлены на базе меркантилистских учений. Позже с экономическими идеями меркантилизма выступал М.В. Ломоносов. По своей эффективности экономические реформы в эпоху идей меркантилизма в Российской Империи превосходили западные во много раз благодаря своей структурной целостности.

После заката меркантилизма и развития на западе экономического либерализма в рамках классического направления экономических учений, в Российской Империи так же, как и в других странах реализовывались экономические механизмы А. Смита, ратовавшего за отмену государственного регулирования торговой сферы, и Д. Рикардо, считавшего необходимым выработку государственной экономической политики, способствующей росту производительных сил общества.

В первые десятилетия XX века проблемы государственного регулирования экономики привлекли особое внимание экономистов России, в том числе в связи разработкой долгосрочных планов развития народного хозяйства Советского Союза. В СССР использовалась административная модель регулирования экономики и централизованное планирование развития. Можно выделить основные черты государственного регулирования экономической системы в СССР. Высокие информационные и организационные издержки, которые не позволяли централизованному планированию стать эффективным инструментом хозяйственного управления, долгое время не могли быть преодолены и только в послевоенные годы началась разработка действенных решений, которые к концу 50-х годов были воплощены на практике, подняв государственное регулирование экономики на качественно новый уровень. В период 1950-1985 годов за привычным образом тотальной плановой системы скрывались тонкие инструменты экономического управления и регулирования экономической системы на национальном уровне, лишенные идеологических подоплек.

Одним из видных представителей теорий планового хозяйства и государственного регулирования экономики был советский экономист С.Г. Струмилин, разработавший несколько макроэкономических индексов, систему материальных балансов, через анализ зависимости между квалификацией рабочих и сроком обучения обосновавший необходимость бесплатного образования, что позволяло советскому государству обеспечивать растущую промышленность страны квалифицированными кадрами. В свое время западные экономисты, опираясь на первые работы О. Ланге 30-х годов, отмечали, что "советская система трансформировала экономику из отсталой в мощную индустриальную за небольшой промежуток времени, развиваясь вплоть до последних десятилетий, и лишь неадекватная политика и некомпетентность администраторов привели ее к поражению". Сегодня идеи и механизмы планового хозяйства, разработанные в СССР, применяются на Кубе, в Северной Корее, частично в Китае, Вьетнаме, Иране, Сирии, Алжире, Израиле, Саудовской Аравии. Элементы планирования переняли и страны Западной Европы, например, Франция, Бельгия, Германия.

Вопросами государственного регулирования экономики интересовался также видный российский экономист Н.Д.Кондратьев, разработавший всемирно известную и признанную теорию длинных волн в экономической динамике, получившей название "Циклы Кондратьева". Основной вывод в свете данной теории состоял в следующем:

Государственное регулирование любой экономической системы жизненно необходимо в целях обеспечения стабильного развития и защиты интересов населения, промышленных и торговых предприятий.

Но вместе с тем, любое государственное воздействие на экономику должно сообразовываться с закономерностями рыночной системы. Для этого необходимо изучение объективных закономерностей экономического системы, и чем лучше они исследованы, тем эффективнее будут конкретные решения и действия государства по регулированию экономического развития. Н.Д.Кондратьев настаивал на необходимости ускорения развития экономической науки в целях глубокого исследования, прежде всего динамических закономерностей развития хозяйства и прогнозирования его тенденций и перспектив.

Сегодня современные российские экономисты определяют эффективность государственного влияния на экономику наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти. "В условиях России понимание экономической политики сводится пока к одноплановой ориентации на роль государства. Отечественная экономическая наука и практика еще не выработали подход к регулированию как к процессу, в котором каждое звено экономики несет значительную ответственность за общее дело макроэкономического регулирования".

М.А. Сажина выделяет три основополагающие группы выполняемых государством экономических функций, которые позволяют эффективно влиять на развитие экономики страны в целом:

  1. Поддержка функционирования рыночной системы путем обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство.
  2. Перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уровнем занятости и инфляции.
  3. Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма. Так, ограничение использования рыночных элементов наблюдается в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и об охране общественного порядка, о национальной обороне, транспортной системе обслуживания инфраструктурных комплексов, водоснабжении и т.д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий образования и медицинского обслуживания. Государственные и муниципальные органы обеспечивают функционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроля с учетом рыночных и общественных интересов.

Выводы

Различные теории государственного регулирования экономики связаны с экономическими концепциями, сторонники которых придерживались различных взглядов на роль государства в экономике. Наиболее значимые концепции государственного регулирования экономики были сформулированы экономистами в рамках трех течений: кейнсианства, монетаризма и институционализма.

Изучение мнений российских экономистов в отношении значения экономической роли государства и государственного влияния на экономику, можно судить о том, разработка государственных программ являет собой основу для решения масштабных социально-экономических задач. Задачи государственного регулирования экономики решаются при условии создания нормативно-правовой базы для экономических отношений, мер по защите населения от вредных последствий рыночной экономики, политики перераспределения доходов и ресурсов, а также последовательной реализации мер, направленных на стабилизацию экономики.

Литература:

  1. Бард В.С. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Дашков и К, 2013.
  2. Сажина М.А. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2014.
  3. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Владос, 2005.

Источник: Энциклопедия Нестеровых