Экономическая система
Какой банк нам нужен
Заседание Клуба «Улица Правды» 20 апреля 2023 года. Михаил Хазин. Валентин Катасонов. Владимир Левченко. «Нам нужен новый главный банк страны», часть 3

Михаил Хазин: У меня остался последний вопрос: для того, чтобы проводить какую-то политику, а ЦБ определяет финансовую политику в нашей стране, нужно иметь хотя бы минимальные концептуальные представления о том, какой может быть эта политика. Сегодня в ЦБ есть исключительно сторонники Бреттон-Вудской модели: мы до сих пор не вышли ни из МВФ, ни из Мирового банка, ни из ВТО (даже попытки разговоров на эту тему пресекаются чиновниками). Как ЦБ будет выкручиваться, если у них нет людей с альтернативными концептуальными представлениями? Мы Э. Набиуллину тут ругаем-ругаем, может, вы найдете, за что ее похвалить?
Валентин Катасонов: Сначала госпоже Набиуллиной надо выкрутиться и ответить на вопрос, почему она сумела довести до банкротства ЦБ с его странными правилами. Потому что 40% активов ЦБ РФ заморожены. Если жить по правилам, которые сам ЦБ применяет к коммерческим банкам, надо выделить эту часть активов и назвать их “ проблемные активы” или “не работающие активы”. Фактически 40% неработающих активов - это даже не признак банкротства, это медицинский факт смерти.
Но сегодня никто почему-то не заметил, что фактически ЦБ - покойник. Наверное, надо признать банкротство ЦБ и создать новый институт, который бы работал на Россию и на российскую экономику.
И тут важны два момента. Первый: ЦБ должен быть институтом государственным, потому что сегодня “ Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства” (ФЗ О Центральном банке РФ). Как можно с таким институтом что-то строить в России?
Второе: мы должны иметь Центральный банк, а не валютное управление.
Необходимы радикальные изменения структуры баланса этого института, мы говорим ЦБ, но по сути это не банк, а валютное управление, поскольку до 80% активов этого института - это золото и валютные резервы. Получается, что РФ сегодня как какая-то африканская страна, которая находится в зоне франка там или в зоне британского фунта стерлинга.
Что должно быть в активах нового ЦБ? Конечно, кредиты российской экономики, может быть, инвестиции, покупка ценных бумаг (естественно, надо разбираться, какие бумаги можно закупать в портфель нового ЦБ). Конечно, ЦБ должен работать в условиях валютных барьеров. Если не будет этих валютных шлюзов и валютных барьеров, тогда он, действительно, замучается и будет заниматься только таргетированием валютного курса. Понятно, что Центральный банк должен органично вписываться в российскую модель экономики. Но и российскую экономику надо перестраивать, потому что российская экономика сегодня - это экономика трубы. Нам необходима индустриализация, а индустриализация требует совершенно другой денежно-кредитной системы, как это было в Советском Союзе в конце 20-х гг., когда провели денежно-кредитную реформу и в результате в начале 30-х гг. осталось около десятка специализированных государственных банков. Частных банков и тем более банков с участием иностранного капитала уже не было - государственная монополия в области денежно кредитного обращения и денежных кредитных хозяйств.
Михаил Хазин: Можно ли считать, что госпожа Набиуллина соответствует той должности, которую она занимает?
Валентин Катасонов: Понимаете, Набиуллина - это образец нового человека. Это оруэлловское двоемыслие: казнить нельзя миловать. Черное есть белое, белое есть черное. Конечно, они все знали. Я это называю «игра в поддавки», т.е. ЦБ на самом деле играет против России. Просто они изображают из себя позитивных героев, выдающихся интеллектуалов.
Автор: Михаил Хазин. Валентин КатасоновИсточник: ТГ-канал "Журнал Клуба Улица Правды"