Концептуальные основы национального

просвещения Республики Татарстан


1. Философские основы национального просвещения


Как известно, существует два взгляда на возникновение и развитие мира. Первый из них - теория творения или креационная теория, второй - теория эволюции. Согласно креационной теории, мир в определенный момент был сотворен из ничего Абсолютным Существом (Богом) совершенным и, исчерпав через некоторое время свое совершенство исчезнет, в один миг. Согласно же эволюционной теории, мир (сам по себе) развивался из простого к сложному, непрерывно совершенствуясь. Значит, согласно первой теории мир развивается по нисходящей линии, имея начало и конец. Согласно второй теории мир развивается по восходящей линии, не имея ни начала, ни конца. Эти два взгляда порождают две системы ценностей и два образа жизни. Если первый соответствует духовной цивилизации, то второй - материальной. Существующая сегодня система образования есть продукт материальной цивилизации. Впервые она сформировалась в западном мире. В качестве социальной базы им было принято римское право рабовладельческой эпохи, обогащенное материализованными иудо-христианскими ценностями. После «открытия окна в Европу» эту систему приняла и Россия. То есть появился русскоязычный вариант западной системы образования, ставший по отношению к ней вторичной. Это привело к вырождению русской национальной системы просвещения, которая постепенно превратилась в унитарную, то есть не имеющую этно-духовного лица. Татарская же система просвещения, будучи оторванной от государственной системы образования в некоторой степени сохранила свои этно-духовные ценности, то есть оставалась национальной. Это позволило татарскому народу сохраниться даже в условиях царского колониального режима. Но после установления большевистского режима и она перестала быть национальной и превратилась в третичную копию западной унитарной школы. Но, не выдержав конкуренцию с русскоязычной унитарной школой, имеющей более сильную материальную и методическую базу, практически перестала существовать. Апрельская демократизация 1996 года вдохнула татарской школе новую жизнь. Но из-за примитивного копирования русскоязычной унитарной школы, она не получила достаточное развитие. Таким образом, в Татарстане, как и во всей России не существует не русская, ни татарская, не иная национальная система просвещения. Национальной у нас называется иноязычная копия русскоязычной унитарной школы. Что, в принципе, не верно. Такое определение национальной школы вовсе исключает существование русской национальной школы.

Как же отражаются эти две мировоззренческие концепции на систему образования?

Согласно эволюционной теории возникновения мира, человек формировался на протяжении миллионов лет из простейших микроорганизмов (неизвестно, откуда появившихся) до современного неоантропного состояния, пройдя стадию себеподобной обезьяны. Находясь в непрерывном развитии, будет совершенствоваться до бесконечности. В таком случае даже полное слияние человека с Богом, то есть превращение твари в Творца является промежуточной стадией развития. Это породило даже идею богочеловека и даже стремление к Сверхбогу.

Если следовать этой логике, то каждый человек рождается несовершенным. В таком случае, задачей школы является обеспечение его развития, превращения в социальную личность. Выходит, что несовершенный человек всю жизнь копит знания, развивается и, достигнув вершины своего совершенства, уходит в небытие. Какая расточительность! Человек, претендующий на роль Сверхбога, превращается в корм для червей. Такова логика эволюционного учения. В своей основе это мировоззрение порождает уродство морали, ибо человек предполагает, что после завершения земной жизни он превращается в ничто. Отсюда и стремление его взять из земной жизни все возможное, не боясь божьего наказания.

Согласно же теории творения, человек сотворен Богом единовременно в совершенстве и из ничего. Следовательно, каждый последующий человек рождается совершенным (врожденным нравственным законом), с Иманом в душе, то есть верой в Творца (вспомним изречение Иммануэля Канта «есть два чуда: первое – звездное небо над нами, второе – нравственный закон внутри нас»). Этого мы видим в детях и во всем животворном. В дальнейшем качества человека не улучшаются, а только ухудшаются. Материальное благополучие растет за счет снижения порога духовности. Задача духовного просвещения заключается в максимальном сохранении заданного Творцом меры совершенства до возвращения к Нему. В этой системе наиболее значимым является внутриутробное и внеутробное воспитание, затем общинное, только потом - профессиональное образование. Все науки, включая гуманитарные, точные, естественные, технические, общественные преобразуются согласно теории творения в духовно-светские. Весь воспитательный процесс строится на вечных божьих установках бытия.

Теория творения отвечает самым высоким требованиям современной науки. В первую очередь это относится к астрофизике, термодинамике и релятивистской физике. Например, современная астрофизика (например, в изложении Хойля и Нарликара) подтверждает единовременное сотворение мира из ничего, его начало и конец, единственность и несотворенность Творца. Творец становится мерилом всех величин (как, например, троичная система измерений: г,см,с в современном представлении единства времени и пространства может превратиться в единичную). Термодинамика через свои три закона утверждает принцип сохранения энергии при переходе из одного вида в другой (в том числе, духовной в материальную), об энтропии при энергетическом переходе и о мере энтропии, что полностью соответствует закону совершенства, распада и скорости распада. Релятивистская же физика подтверждает попарное (кроме фотона, как первопричины творения) возникновение и аннигиляцию элементарных частиц, их постоянство (на физическом), виртуальность (на астральном), исчезновение (на ментальном уровнях), а также семиуровневое строение мира (семи небес). Эволюционная же теория, напротив, полностью противоречит этим фундаментальным законам «материалистической» науки.

Это говорит о том, что теория эволюции не имеет никакого смысла без единовременного акта творения как плод невозможен без семени. Акт творения является импульсом эволюционного развития полноинформационного и самодостаточного объекта творения. К этому убеждению начали приходить многие представители западной науки. В этом направлении начали работать и некоторые представители российской просветительской мысли. Только татарское просвещение остается застывшим на элементарном физическо-материальном уровне.

Исходя из этих двух мировоззренческих установок, надо четко разграничить понятия образование и просвещение. Понятие «образование», прежде всего, относится к унитарно-светской школе, основной целью которой является формирование (образование) личности по социальному заказу общества. Такая школа принимает человека за «чистую доску», на которую можно писать все что угодно. Понятие же «просвещение» относится к этно-духовной школе, основной целью которой является освещение тайников человеческой души творящим светом просвещения. Такая школа принимает человека с генетической программой жизни и выращивает его согласно этой программе, максимально оберегая от разрушительных последствий «прокрустовой ложи» унификации.

Значит, альтернативой унитарной материалистической школы может быть только духовно-светская школа, питающаяся через этно-культурные корни и освещаемая духовным светом Творца.


2. Политика национального просвещения


В настоящее время мы живем в эпоху материалистической цивилизации, последней стадии распада духовности. Человечество переживает бум развития новой техники, уникальных технологий и, адекватных времени, экономических систем. Но за этот материальный прогресс оно расплачивается порождением вируса потребительства и накопительства, разрушающего иммунную систему общества, стоящую на страже его духовности и нравственности. Причиной такой духовной и материальной дисгармонии является отрыв от собственных этно-духовных корней, потеря исторической памяти, забвение культурных традиций. Такой печальной участи не смогли миновать не только отдельные личности, но и целые народы и нации.

Только сочетание достижений научно-технического прогресса и испытанных веками этно-духовных и культурно-национальных традиций, может обеспечить стабильное развитие общества. Возврат к духовности сегодня является не только потребностью беспокойной души, а жизненной необходимостью. По сути дела, речь идет о возвращении к истокам духовной цивилизации.

К сожалению, общество в целом еще не созрело для понимания этой истины. Выход из создавшегося духовно-нравственного, общественно-политического и социально-экономического кризиса, по-прежнему, ищется в рамках материалистического мировоззрения, в русле социально-экономических формаций. Более того, все более растет мера энтропии, то есть скорость распада.

В настоящее время проблема заключается не в переходе от одной социально-экономической формации к другой, а в духовном выборе, который должен соответствовать этно-психологическому и историко-культурному менталитету каждого народа.

Многолетнее отчуждение народов от своих этно-духовных корней привело к глубокой деформации личности в направлении животного потребительства. Для нынешнего поколения людей этот процесс приобретает необратимый характер. Поэтому сегодня стоит вопрос о воспитании нового поколения людей с духовным видением мира, то есть речь идет о создании системы образования с совершенно иным вектором культурного развития. Она должна быть свободна от пороков унитарной школы, которая лепит безликое существо по образу и подобию разлагающихся социальных (в особенности, элитных) групп общества. Отсюда ее авторитарность, бездушие и запрограммированность, избыточность в несущественном и даже вредном, ущербность в нужном и полезном. В этом причина протеста обучающихся в форме неэтичных и аморальных проявлений и поступков, агрессивных и разрушительных побуждений. Все это мешает жить человеку полнокровной жизнью.

Унитарно-светская школа является порождением индустриального секуляризованного общества и приходит в противоречие с вековыми традициями этно-духовной школы, выработанными многими поколениями людей и положенными в основу национальных концепций просвещения.

Разработчиками подобных концепций были такие выдающиеся просветители как чешский философ-гуманист Ян Коменский, английский педагог Джон Локк, французский писатель Жан Руссо, швейцарский педагог-демократ Иоганн Песталоцци, русский педагог Константин Ушинский, татарский педагог-реформатор Шигабутдин Марджани и многие другие.

В настоящее время происходит медленный, но настойчивый возврат к традициям народной педагогики и основам этно-духовного просвещения. Постепенно интернационально-атеистическая педагогика уступает место этно-духовному просвещению. Появляются общероссийские и региональные концепции национального просвещения. Не остается в стороне и Татарстан, где проживают представители десятки национальностей. Разработкой основ национальной педагогики занимаются многие известные ученые, как в центре, так и на местах. Несмотря на национальную специфику, многие идеи и разработки имеют универсальный характер. Это позволяет выработать основные положения национальной школы, на основе которых будут разработаны конкретные национальные концепции.

Один из организаторов народного образования России Владимир Шадриков обращается к трем взаимосвязанным проблемам национальной школы: педагогике личности, раскрытой к таинствам жизни ученика, его стремлениям, возможностям и свершениям; соотношении между универсальной общечеловеческой миссией и его этнокультурной функцией, связанной с передачей уникального этнокультурного наследия и сохранения национальной идентичности; и, наконец, возможности построения индивидуально-ориентированного учебного процесса, позволяющего каждой личности реализовать свою образовательную траекторию, соответствующую ее интересам и способностям.

Концептуальные основы национального просвещения РТ разработаны в качестве основных положений для создания концепций национальной школы любой этнической группы народа Татарстана.


2. Основные положения

2.1. Под термином национальная школа подразумевается духовно-светская школа, питающаяся через этно-культурные корни и освещаемая духовным светом просвещения. Она представляет непрерывную сеть учебно-воспитательных заведений, охватывающих процесс становления личности от внутриутробного развития до формирования этно-социальной и духовно-светской личности.

2.2. Школа может выполнять свои образовательно-воспитательные функции будучи только национальной. Она призвана дать детям и молодежи не только современное образование, а прежде всего создать возможность для полного раскрытия и реализации каждого как неповторимой индивидуальной личности. Но это возможно лишь при полном сохранении этно-национальных, духовно-нравственных и культурно-воспитательных традиций, передаваемых из поколения в поколение как непереходящую ценность и высшее богатство каждой нации. Всякое унитарно-идеологизированное воспитание и образование, направленное на обслуживание определенных социальных групп общества, уродует человеческие души и становится источником всех бед и страданий целых поколений.

2.3. Школа должна быть народной в подлинном смысле этого слова. Это значит, вся школьная система должна строиться по принципу снизу вверх, то есть вся учебно-воспитательная работа находится в руках нации, формирующей свои образовательные структуры, опираясь на основные принципы народной педагогики и на личную инициативу подлинно народных просветителей, воспринимающих национальное образование как святое дело. Национальная школьная система должна обеспечить выживание каждой этнической группы народа Татарстана даже в условиях длительного сохранения унитарно-авторитарных систем власти. Примером такой школьной системы явилось дореволюционное татарское национальное просвещение, хотя бы в урезанном виде обеспечившее выживание нации в жесточайших условиях царского колониального режима.

2.4. Национальная школа предполагает непрерывное образование и воспитание на родном языке и в культурно-национальной среде.

Вводится пять уровней национальной школы:

- первый уровень - семейная школа, имеющая :

- ступень внутриутробного развития, от зачатия до рождения - для будущих матерей;

- ступень внеутробного развития, от рождения до 2 лет (до отрыва от груди и появления речи) - для матерей, имеющих грудных детей;

- ступень начального развития для детей с 2 до 5 лет;

- ступень дошкольной подготовки, с 5 до 6 (при необходимости до 8) лет;

- второй уровень - общинная школа, имеющая:

- ступень начального образования, с 6 до 10 лет;

- ступень базовой общеобразовательной подготовки, с 10 до 14 лет;

- класс ремесел, с 14 до 15 лет;

- ступень средней общеобразовательной подготовки, с 14 до 16 лет;

- класс средней специализации, с 16 до 17 лет;

- третий уровень - средняя профессиональная школа, имеющая

- ступень общей средней специальной подготовки, с 16 до 18 лет;

- класс среднего специалиста, с 18 до 19 лет;

- четвертый уровень - высшая профессиональная подготовка, имеющая:

- ступень общей высшей специальной подготовки, с 18 до 20 лет;

- класс высшего специалиста, с 20 до 21 лет.

- пятый уровень - научная школа, имеющая:

- ступень общей научной подготовки, с 20 до 22 лет;

- класс научной специализации, с 22 до 23 лет.

После каждой общеобразовательной ступени сдаются выпускные и переходные экзамены на следующие ступени. Лица, успешно сдавшие выпускные, но не выдержавшие переходные экзамены, переводятся в класс специализации. Лица, выдержавшие переходные экзамены от учебы в классах специализации освобождаются.

Лица, поступающие в последующие ступени национальной школ после определенного перерыва в учебе в предыдущих ступенях, сдают вступительные экзамены.

2.5. В целях раскрытия индивидуальных способностей вводятся следующие типы профориентированных школ: школа общегуманитарного профиля, школа точных наук, школа естественного профиля, технико-прикладная школа, спортивно-техническая школа, культурно-просветительская школа, школа художественного профиля, школа музыкального профиля, школа ремесел, фермерская школа. По решению школьного совета могут создаваться и другие типы школ.

2.6. В целях дифференцированного обучения вводятся следующие виды программ по глубине обучения: элементарная, стандартная, повышенная. По решению школьного совета могут создаваться индивидуальные или групповые программы.

2.7. Научно-методическая работа в школах ведется на кафедрах, в которых вырабатывается содержание образования по уровням, ступеням, профилю и глубине обучения.

2.8. Национальные школы всех уровней, ступеней и типов могут быть государственными и негосударственными. Все формы школ имеют равные права перед законом. Наиболее полно отвечают интересам национального просвещения частные и авторские школы, создаваемые отдельными просветителями или коллективами педагогов-единомышленников.


3. Национально-образовательная сущность и языковые аспекты национальной школы

3.1. Национальная школа реализует право нации на самостоятельное национально-культурное развитие даже в условиях отсутствия территориальной национальной государственности.

3.2. Действующая в настоящее время школа является унитарно-государственной и авторитарной, не имеющей четко выраженного этно-национального лица. Замена этно-национального и духовно-нравственного начала унитарно-интегративным мышлением привела к серьезной деформации детского и юношеского сознания и глубокой деградации личности. Последствия такого воспитания очевидны. Смешанные русскоязычные школы и их иноязычные формы сыграли значительную роль в социально-экономическом, этно-национальном и духовно-нравственном упадке нашего общества. Цепляться сегодня за такие школы, это значит, ускорить процесс вымирания наций и деградации общества.

3.3. Национальное просвещение может выполнять свои национально-объединительные функции будучи единым на всем пространстве проживания данной нации при его самостоятельности по отношению к унитарно-государственной школе.

3.4. Спекулятивный тезиз «об отделении церкви от государства, религии от школы» не отражает сущности народного просвещения. Дело в том, что школа, будучи народным институтом не является монополией государства. Народ вправе определять содержание образования исходя из своих духовных, культурных и материальных потребностей. Государство лишь регулирует конфессиальные, национальные и социальные отношения с целью обеспечения и сохранения стабильности в обществе и его позитивного развития, не вмешиваясь в содержание этих потребностей.

3.5. Содержание образования выражается совокупностью следующих стандартов: конфессиальный, национальный и государственный. Конфессиальный и национальный стандарты определяют этно-духовную, государственный - светскую сущность образования. Конфессиальный стандарт разрабатывается религиозными обществами, национальный - национальными организациями, государственный - государственными органами образования. Каждое учебное заведение вправе вносить свои поправки исходя из своей специфики и требований обучающихся, с последующим согласованием с соответствующими органами образования.

3.6. Язык - это главный критерий существования нации, последнее прибежище (бастион) национальной культуры. И, естественно, основным языком, на котором должно вестись весь учебно-воспитательный процесс в школе - это тот язык, который создан нацией за весь период своего этнического развития. Но унитарное русскоязычное образование лишило сегодня многих родного языка, что сильно затормозило развитие национального просвещения. Во многом приходится начинать сначала. Это значит, что на первых порах в национальных школах ряд предметов будет вестись на русском языке и даже использованы учебники унитарной школы. В дальнейшем, по мере развития национальной базы просвещения, сфера использования родного языка в учебно-воспитательном процессе будет неуклонно расширяться.

Но все же в национальной школе главным в учебно-воспитательном процессе является не столько язык, сколько национально-культурная среда, которая будет формировать личность в языковом, духовно-нравственном познавательных аспектах, впитываясь в живую ткань индивидуального сознания и психики.

4. Общечеловеческие аспекты национального просвещения

4.1. Национальное просвещение опирается на общечеловеческие ценности и интегрируется в мировое культурно-просветительское пространство, сохраняя свою самобытность, целостность и автономность.

4.2. Подлинно интернациональное просвещение невозможно без развития и углубления национального просвещения, вобравшего в себя духовное и культурное наследие своего народа.

4.3. Воспитание в национальной школе ведется в духе гражданского и национального патриотизма, глубокого уважения к истории и культуре всех наций и народов, углубления дружбы между ними на позитивном опыте истории, не допуская спекулятивных оценок трагических страниц прошлого в угоду интересов отдельных социальных групп своей и «чужой» нации.

4.4. Национальная школа заимствует весь позитивный опыт других национальных школ, преломляя их содержание через призму собственных культурно-национальных и исторических традиций. Между различными национальными школами устанавливаются учебно-методическое и культурно-воспитательное взаимодействие, способствующее обогащению опыта учебно-воспитательной работы. Такое взаимодействие, в частности, может осуществляться через региональные и местные научно-методические центры и объединения или непосредственно через школьные советы.


5. Основные принципы построения национальной школы

5.1. Различные национальные школы не могут быть унифицированы. Каждая нация имеет тот или иной опыт просветительства, основанный на собственных этно-культурных традициях. Но при этом можно указать наиболее универсальные направления в построении национальной школы.

5.2. Учебно-воспитательная работа в национальной школе базируется на следующих принципах:

- единство и неразрывность духовно-нравственного воспитания и светского образования;

- ориентация на интеграцию лучших достижений мировой культуры (интегративность культуры);

- отношение к природе как к первоисточнику жизни, регулятору духовного и физического здоровья личности (культ природы);

- в этно-культурном отношении ориентация на родственные этно-духовные ценности. Например, в этническом отношении - на тюркские, славянские, угрофинские, а в конфессиальном - исламские, православные, определяющие этнодуховную сущность нации (культ нации);

- каждый ребенок рассматривается как дитя нации и пользуется его полным покровительством до достижения совершеннолетия; ни одно дитя не должно испытывать в школе чувство неполноценности, ущербности по отношению сверстников в силу своих индивидуальных и нестандартных особенностей (культ личности);

- строгое соблюдение уважительного отношения к старшим, независимо от разницы в возрасте, покровительство старших над младшими (культ старших);

- бережное отношение к родственным связям независимо от степени родства, знание своего родословия (культ родства);

- использование в общении с соплеменниками родственных обращений: дедушка, бабушка, мать, отец, брат, сестра, дядя, тетя, дочка, сынок и т.д. (единство нации);

- глубокое уважение к вере, обычаям, историко-культурным традициям предков (культ предков);

- единство и неразрывность семейного и школьного воспитания, верность родовым и семейным традициям (культ семьи);

- раздельное обучение мальчиков и девочек, юношей и девушек. Это не столько дань исторической традиции, а исключительная необходимость: естественно-природные функции мужчины и женщины в человеческом обществе существенно различаются и требуют специфических условий воспитания; особенно это касается нравственного и полового воспитания. Сегодня унитарная смешанная школа нивелирует не только этнические особенности, но и половые, в широком смысле этого понятия;

- учет местных условий (село, город, климатические условия, среда проживания и т.д.) при определении уровней, ступеней и профилей школ, в выборе программ обучения и воспитания (в том числе, трудового), в установлении времени начала, окончания, сроков учебы и т.п.

Национальная школа строится на принципах своего просветительского наследия в его исторической глубине и достижениях современной научной высоты, интегрируя позитивный опыт мировой педагогики.


6. Задачи национальной школы и содержание учебно-воспитательного процесса


6.1. Семейная школа.

6.1.1. Задачи школы:

- ступень внутриутробного развития - воспитание ребенка в внутриутробном состоянии через образ жизни и поведение матери; определение обязанностей отца в семье на этот период;

- ступень внеутробного развития - материнское воспитание ребенка со дня рождения до отрыва от груди (до двух лет); определение обязанностей родителей и членов семьи на этот период;

- ступень начального развития - воспитание ребенка от двух до пяти лет в качестве биоличности; привитие родственных чувств;

- ступень дошкольной подготовки - привитие навыков поведения в обществе, подготовка к учебе в общинной школе.

По достижении ребенком 6 лет специальная педологическая комиссия, состоящая из квалифицированных педагогов, воспитателей, врачей и психиатров определяет готовность ребенка к переходу в школу второго уровня. Если комиссия установит, что ребенок по той или иной причине не готов к этому (например, задержка развития), то он продолжает оставаться в школе первого уровня до семи или даже восьми лет. Лучше ребенку задержаться на начальной стадии длительного образовательного марафона, чем всю жизнь испытывать на себе комплекс неполноценности с разрушительными последствиями для личности и общества. Возраст 6 лет устанавливается не как обязательный, а нижний предел завершения школы первого уровня. Это должно рассматриваться не как умственная незрелость ребенка, а как индивидуальный возраст дозревания ребенка до школы второго уровня. Если ребенок не сумел пройти педологическую комиссию и в 8 лет, то это говорит о несоответствии хотя и гибких, но стандартизированных программ обучения его индивидуальным особенностям. В таком случае для него разрабатывается индивидуальная программа обучения, и создаются условия, не травмирующие его психику. Это может быть семейная, частная или иная форма группового обучения. Затраты на индивидуальное обучение покрываются за счет бюджетных средств, благотворительного фонда народного образования и внебюджетных средств предприятий, учреждений и организаций. Такие «нестандартные» дети полностью подпадают под покровительство нации, которая обеспечивает им условия биологического и социального выживания. В национальной школе недопустимо создание массовых специальных школ для, так называемых, «умственно отсталых», так и для «особо одаренных». Такая практика является для национальной школы привнесенным из унитарной школы и не соответствует национальному духу и традициям народа. Каждый ребенок - это радость и боль не только родителей, но всей нации и между детьми одного народа не допустимо какое-либо отчуждение.

6.1.2. Содержание образования в семейной школе:

- внутриутробное воспитание - направлено на обеспечение духовного и физического здоровья, организацию труда и отдыха, выработку навыков культуры речи, координацию поведения и поступков будущей матери; ее каждая песня, каждое слово, мысли и чувства впитываются ребенком; повседневное состояние - молитва, чистота чувств и помыслов;

- внеутробное воспитание - направлено на гармонизацию внутреннего мира матери и ребенка посредством развития материнских чувств и любви; основными методами практического воспитания этого периода являются: чистота, аккуратность, нежность, любовь, молитвы, песни, мелодия; питание, исправление родовых травм и недостатков, защита от несчастных случаев;

- семейное воспитание - направлено, в основном, на самого ребенка и включает следующее:

- дошкольное воспитание - за этот период осваиваются следующие навыки и правила поведения:

6.2. Общинная школа.

6.2.1. Задачи общинной школы:

- ступень начального образования - получение общего начального образования, формирование биосоциальной личности;

- ступень базовой общеобразовательной подготовки - получение базового общего образования, определение первичного профессионального направления, формирование этноличности;

- класс ремесел - приобретение учащимися начального ремесла;

- ступень средней общеобразовательной подготовки - получение общего среднего образования, определение начального профессионального направления, формирование национальной личности;

- класс начальной специализации - получение учащимися начального профессионального образования;

При окончании ступени начального образования специальная педологическая комиссия дает заключение на каждого ученика для выбора начального ремесла и профессионального направления. Заключение комиссии носит рекомендательный характер.

На педологических комиссиях лежит огромная ответственность по раскрытию индивидуальных особенностей детей. От этого зависит полноценное развитие личности, а в конечном итоге судьба человека.

6.2.2. Содержание образования в общинной школе:

- ступень начального образования -

- ступень базовой общеобразовательной подготовки -

- класс ремесел -

6.3. Средняя профессиональная школа.

6.3.1. Задачи школы:

- ступень общей средней специальной подготовки - получение общего среднего специального образования, воспитание любви к Родине, родным местам, родной природе;

- класс среднего специалиста - получение учащимися среднего профессионального образования.

6.3.2. Содержание образования в профессиональной средней школе:

- ступень общей средней специальной подготовки -

- класс среднего специалиста -

6.4. Высшая профессиональная школа.

6.4.1. Задачи школы:

- ступень общей высшей специальной подготовки - получение общего высшего специального образования, воспитание в духе общечеловеческих ценностей;

- класс высшего специалиста - получение учащимися высшего профессионального образования.

6.4.2. Содержание образования в профессиональной высшей школе :

- ступень общей высшей специальной подготовки-

- класс высшего специалиста -

6.5. Научная школа.

6.5.1. Задачи школы:

- ступень общей научной подготовки - получение общего научного образования;

- класс научной специализации - достижение высшего научного уровня по выбранной специальности.

6.5.2. Содержание образования в научной школе:

- ступень общей научной подготовки -

- класс научной специализации -


7. Организационная структура и основные принципы управления

7.1. Исходя из общепризнанного принципа «образование- дело народное и государственное», любая система образования является общественно-государственной. Это значит, что общество в лице своих представительных народных органов осуществляет следующие функции управления образованием:

1) создание системы национального просвещения;

2) разработка конфессиональных и национальных компонентов образовательных стандартов;

3) материально-финансовое обеспечение конфессиональных образовательных стандартов;

4) контроль за распределением и использованием финансовых и имущественных средств, выделяемых государственными органами власти на национальное просвещение;

5) защита конституционных прав работников национального просвещения.

Государство, в свою очередь, берет на себя следующие функции управления образованием:

1) обеспечение конституционных прав граждан на образование;

2) установление и обеспечение государственных образовательных стандартов;

3) материально-финансовое обеспечение национальных и государственных образовательных стандартов;

4) обеспечение конституционных прав работников образования.

Согласование конфессиональных, национальных и государственных образовательных стандартов осуществляется между государственными и национальными органами образования с учетом территориально-государственного характера образования и экстерриториальной структуры национального просвещения. В первом случае мы имеем дело с государственной системой образования (ГСО), а во втором - национальной системой просвещения (НСП). Поэтому система управления национальным просвещением приобретает национально-государственный характер.

При непризнании государственными органами образования НСП, система просвещения становится полностью народной (негосударственной), то есть народ целиком берет в свои руки дело национального просвещения с выработкой собственного национального сертификата образования.

7.2. Национальная система образования строится не по элитарному, а профессионально-ориентированному принципу, то есть по индивидуальным способностям учащихся.

7.3. Национальное просвещение обеспечивает полноту и непрерывность образования. Полнота образования означает, что все учебно-воспитательные учреждения, независимо от их ведомственной принадлежности работают под эгидой и попечительством государственных и национальных органов образования, которые совместно составляют единую национально-государственную систему просвещения.

Непрерывность образования означает, что весь учебный процесс формируется по ступенчатому принципу от детско-семейного воспитания до научной школы с непрерывным получением сертификата образования на каждой ступени. Не допускается перескакивание каких-либо ступеней обучения.

В системе национального просвещения нет престижных и непрестижных предметов, профессий и специальностей. Есть только уровень мастерства по каждой профессии и специальности.

7.4. Высшим представительным органом управления национальной системой просвещения (НСП) является съезд работников национального просвещения. На рассмотрение съезда выносятся следующие вопросы:

- принятие концептуальных, программных и нормативных документов национального просвещения и внесение в них изменений;

- отчет Высшего Совета управления НСП;

- отчет ревизионной комиссии НСП;

- выборы Высшего Совета управления и других руководящих органов НСП.

На региональном и местном уровнях управления созываются региональные и местные конференции работников национального просвещения, на которых избираются региональные и местные Советы управления НСП. На конференциях принимаются решения, направленные на реализацию решений съезда работников НСП и других вышестоящих органов управления.

На территории Республики Татарстан созывается съезд работников национального просвещения РТ, на котором избирается Центральный Совет управления НСП РТ.

7.5. Высшим исполнительным органом управления татарской национальной системой просвещения является Высший Совет управления НСП, который создает свой Высший научно-методический Совет. Решением региональных и местных Советов управления НСП создаются региональные и местные научно-методические Советы.

7.6. Национально-государственная система образования предусматривает создание национально-государственного образовательного центра Республики Татарстан (НГОЦ РТ), а также региональных и местных национально-государственных образовательных центров. НГОЦ РТ создается совместным решением Министерства образования РТ и Центрального Совета управления НСП РТ. Региональные и местные национально-государственные образовательные центры создаются совместными решениями государственных органов образования и Совета управления НСП соответствующих уровней.

7.7. Разделение функций между органами НСП и ГСО осуществляется согласно п.6.1. настоящего документа, а на территории РТ между Центральным Советом управления НСП и МО РТ. Разделение функций управления между национальными и государственными органами должны иметь правовое конституционное и законодательное закрепление.

7.8. При отказе государственных органов образования создать национально-государственные образовательные центры, все функции государственных органов образования, подлежащих выполнению через эти центры, передаются в Советы управления НСП соответствующих уровней.

7.9. Низовым органом управления НСП является школьный Совет, который избирается на педагогической конференции, созываемой не реже одного раза в год. Норма представительства делегатов на конференцию от преподавателей, родителей, учащихся и представителей общественности определяется на учредительной конференции.

7.10. На рассмотрение педагогической конференции выносятся следующие вопросы:

- отчет председателя Совета школы по итогам учебного года;

- отчет директора школы по итогам учебного года;

- отчет председателя ревизионной комиссии по выполнению бюджета школы на финансовый год;

- принятие постановлений и решений по внутришкольной жизни;

- выборы состава школьного Совета и его председателя, ревизионной комиссии и ее председателя.

Выборы проводятся путем прямого или тайного голосования на альтернативной основе.

7.11. Оперативное управление школой осуществляется президиумом Совета, выбранным Советом школы. Для непосредственного управления школой нанимается директор школы, сроки полномочий, права и обязанности которого определяются по контракту. Частные и авторские школы, работающие по лицензиям государственных или национальных органов образования, формы школьного самоуправления определяют сами.

7.12. В целях координации работы школ могут создаваться межшкольные административные Советы, работающие под руководством местного Совета управления НСП и входящие в их состав методические объединения, работающие под эгидой местного национально-государственного образовательного центра.

7.13. В системе национального просвещения действует народный и государственный контроль. Народный контроль осуществляется национальными, государственный контроль - государственными органами образования. Положение о народном контроле рассматривается и утверждается Советом управления ТНСП соответствующего уровня, а о государственном контроле- государственными органами образования того же уровня.

7.14. В основные функции народного контроля входят:

- контроль за соблюдением конфессиональных и национальных компонентов образовательных стандартов;

- контроль за выполнением Концепции национального просвещения;

- контроль за качеством учебно-воспитательной работы;

- контроль за выполнением решений съездов и конференций НСП;

- контроль за финансовой деятельностью школы;

- контроль за соблюдением конституционных прав работников школы.

7.15. В основные функции государственного контроля входят:

- контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов;

- контроль за соблюдением государственного лицензионного права;

- контроль за выполнением Закона и правительственных актов об образовании;

- контроль за выполнением решений съездов и конференций работников системы гособразования;

- контроль за финансовой деятельностью органов гособразования;

- контроль за соблюдением конституционных прав работников гособразования.

7.16. Другие функции контроля указываются в Положениях о народном и государственном контроле.

8. Материально-техническая и учебно-методическая база национальной школы

8.1. За период унитарного просвещения материально-техническая и учебно-методическая база национальной школы пришла в глубокий упадок. Все материально-финансовые средства, выделенные на народное образование, расходовались на содержание чуждого национальному просвещению унитарной школы. Почти полностью прекратилась подготовка подлинно национальных кадров просвещения. Национальные школы были полностью оторваны от своих дореволюционных просветителей. Ей были навязаны различные системы образования унитарной школы западного и иного происхождения. Не пропагандировалось также наследие и достижения мировой педагогической мысли.

В целях скорейшего воссоздания национального просвещения необходимо:

8.1.1. Все бюджетные средства, направляемые на образование распределять пропорционально национальному, а при необходимости религиозному составу учащихся, независимо от желания обучаться на том или ином языке, в той или иной национальной среде. Ибо следует учесть, что отказ родителей обучать детей в национальной школе обусловлено не отчуждением от своей нации, а слабостью учебно-методической, кадровой, материально-технической базы национальной школы вследствие ее целенаправленного разрушения со стороны унитарного государства.

8.1.2. Из государственного бюджета выделить дополнительные средства (для восстановления разрушенного) на решение следующих основных задач национального просвещения:

- создание национально-государственных образовательных центров;

- разработка перечня учебников, учебно-методической продукции и наглядных пособий, необходимых для организации обучения на родном языке;

- разработка учебников, учебно-методической продукции и наглядных пособий с привлечением ведущих ученых, опытных педагогов и методистов, работающих в области национального просвещения;

- создание сети базовых учебных заведений для апробации и внедрения традиционных и новейших методов обучения и воспитания на родном языке и в национальной среде;

- создание терминологических, орфографических, фонетических, топонимических и компьютерных стандартов национального языка;

- создание конфессиональных и национальных образовательных стандартов;

- разработка развернутой Концепции национальной системы просвещения;

- разработка и создание компьютерно-информационной системы национально-государственной системы образования;

- создание центров переподготовки и повышения квалификации кадров национального просвещения;

- разработка Положения об аттестации кадров в национально-государственной системе образования;

- разработка квалификационных требований к педагогическим кадрам в национально-государственной системе образования, в том числе к владению государственными языками;

- создание студии документальных фильмов для выпуска учебных фильмов на родном языке;

- создание производств и предприятий для изготовления технических средств обучения, аудио-, видео- и компьютерно-программной продукции на родном языке.

8.2. Все учебники, учебно-методические материалы, наглядные средства и другие средства обучения разрабатываются исходя из требований духовно-светской школы на мировоззренческой основе теории творения.

9. Порядок аттестации педагогических кадров

9.1. По представлению школьных и межшкольных методических объединений педагогическими Советами школ присваивается пять уровней педагогических званий. В школах 1-2 уровней присваиваются следующие звания: помощник учителя, учитель, учитель-мастер, учитель-наставник, учитель-ученый. В школах 3-5 ступеней присваиваются следующие звания: помощник преподавателя, преподаватель, преподаватель-мастер, преподаватель-наставник, преподаватель-ученый.

Положение о присвоении педагогических званий разрабатывается региональными национально-государственными образовательными центрами, а при их отсутствии научно-методическими Советами НСП.

Учителям, принятым в школу непосредственно после окончания специального учебного заведения, присваивается педагогическое звание помощник учителя (преподавателя). Если по истечении установленного срока им не было присвоено педагогическое звание учитель (преподаватель), то освобождаются от педагогической работы.

Педагогическое звание, присвоенное педагогическим Советом школы утверждается региональным национально-государственным центром образования, а при его отсутствии - научно-методическим Советом НСП.

Через каждый установленный срок требуется подтверждение имеющегося звания. По результатам аттестации, учителю (преподавателю) может быть присвоено более высокое педагогическое звание, оставлено или понижено прежнее.

При несогласии с решением аттестационной комиссии учитель имеет право обжаловать это решение вплоть до съезда работников НСП или ГСО.

9.2. Право на создание школ всех ступеней любого профиля имеет квалифицированная инициативная группа педагогов или отдельный педагог, имеющий соответствующее педагогическое звание для школы данной ступени и данного профиля. Право на создание школы подтверждается выдачей лицензии региональным национально-государственным образовательным центром, а при его отсутствии органами ГСО или НСП. Отказ в выдаче лицензии под надуманными предлогами или личностными отношениями недопустимо.


10. Основные принципы финансовой и хозяйственной деятельности

10.1. Бюджет национальной системы просвещения складывается из следующих источников:

- ассигнования из государственного бюджета в объеме, необходимом для реализации государственного и национального стандартов образования;

- ассигнования из бюджета религиозных обществ в объеме, необходимом для реализации конфессионального стандарта образования;

- поступления за платное обучение;

- поступления от производительного труда учащихся;

- спонсорские поступления;

- добровольные пожертвования граждан;

- другие праведные источники.

10.2. В силу обязательности образования в школах 1-2 уровней обучение бесплатное. В школах 3-5 ступеней - образование, в основном, платное. Но при этом предусматривается государственный фонд для оплаты за обучение детей из малоимущих семей и неплатежеспособных граждан.

10.3. Отсутствие или недостаток средств на образование и воспитание не может являться причиной отклонения от положений настоящей Концепции. Недовоспитать или недоучить обществу обходится дороже, чем полноценное финансирование образования.

10.4. Бюджетные средства, отпущенные государством на национальное образование, в полном объеме, без вычета на содержание надшкольных и внешкольных учреждений (органов госуправления, учреждений педагогической науки, усовершенствования учителей, методических кабинетов и пр.), по утвержденным нормативам перечисляются в расчетные счета школ.

Смета расходов разрабатывается финансовой группой и утверждается на Совете школы.

10.5. Смета расходов, в основном состоит из следующих статей:

а) расходы на оплату труда педагогов, обслуживающего персонала и руководителей школы;

б) расходы на хозяйственное содержание школы;

в) расходы на оплату производительного труда учащихся;

г) расходы на приобретение средств обучения;

д) расходы на спортивно-культурные и воспитательные мероприятия;

е) отчисления на социальное страхование;

ж) расходы на содержание выборных органов самоуправления;

з) расходы на повышение квалификации учителей, научно-исследовательские разработки и приобретение учебно-методических материалов;

и) прочие расходы.

10.6. Школа является первичным держателем всех финансовых средств и основных фондов образования. Надшкольные и внешкольные учреждения финансируются школой по прямым договорам непосредственно или через административные Советы, кроме высших органов управления и педагогической науки, которые содержатся за государственный счет по статье «Расходы на государственное управление» и «Наука».

10.7. Расходы на образование утверждаются в составе бюджета соответствующих государственных органов по представлению финансовых служб школ, школьных и межшкольных административных Советов.

10.8. Распределение расходов по статьям финансовой сметы есть исключительное право Совета школы.


11. Основные принципы социального обеспечения работников национальной школы

11.1. В национальном образовании принимаются следующие формы социального обеспечения:

- пенсионное обеспечение;

- выплаты пособий по временной нетрудоспособности или безработице;

- оплата очередных и дополнительных отпусков;

- приобретение путевок для укрепления здоровья;

- представление кредитов на строительство или приобретение жилья;

- единовременная материальная помощь при чрезвычайных обстоятельствах;

- другие формы неотложной единовременной помощи.

Денежные средства на социальное обеспечение находятся на счетах школы и не могут перечислены на счета других учреждений без ее согласия. Расходование фонда социального обеспечения контролируется национальными или государственными органами социального обеспечения.

11.2. Работники национального образования имеют право выхода на пенсию независимо от возраста при наличии:

- у мужчин - педагогического стажа не менее 25 лет, общего стажа не менее 30 лет;

- у женщин - педагогического стажа не менее 20 лет, общего стажа не менее 25 лет.

Размер пенсии определяется на основе существующих законов о пенсионном обеспечении. В целях увеличения размеров пенсии в школе могут создаваться негосударственные пенсионные фонды.

Работники образования имеют право выхода на пенсию как при полном, так и не полном стаже. В этом случае им пенсия назначается в размере, пропорциональном установленному стажу работы.

Другие формы пенсионных льгот, включая персональные пенсии и надбавки за стаж, не допускаются.

11.3. Пособие по безработице выплачивается в размере и сроки, определенные совместным решением высших органов управления НСП и ГСО. Статус безработного определяется государственным законодательством.

11.4. При недостаточной поддержке государством национальной системы образования, функции социального обеспечения своих работников берут на себя органы управления НСП.


После того как данная концепция в официальной обработке Министерства образования Республики Татарстан под названием «Концепция развития татарской школы» была опубликована в вестнике «Офык» («Панорама»), появилась Концепция национальной школы Министерства образования Российской Федерации, в которой содержится критика основных принципов татарской концепции. Естественно, это вызвало у нас ответную реакцию и побудило сделать некоторые замечания Российской концепции национальной школы.

Некоторые замечания к Концепции национальной школы:

цели и приоритеты содержания образования


Появилась Концепция национальной школы Министерства образования РФ: цели и приоритеты содержания образования (авторский коллектив - Бацын В.К., Кузьмин М.Н., Ешич М.В., Сусоколов А.А.).

К сожалению, как в старые недобрые царские времена и большевистский период, авторов Концепции беспокоит не судьба нерусских народов России, а перспектива их возрождения на собственных этнических корнях. Под обилием спекулятивных терминов как «парадигма», «титульный этнос», «титульная территория», «модернизация», «соцкультурная структура», «интегративные процессы», «аккомуляция мировой культуры», «урбанизация», «аграрное прошлое», «культурный обмен», «российская цивилизация» и т.п. протаскивается та же пресловутая идея государственной унитаризации, которая уже привела к духовно-нравственной деградации российского общества.

Авторы Концепции, как и прежде, рассматривают народы, нации и отдельные личности лишь в качестве объекта социального заказа государства. Культ государства, возведенная до божества, становится самодостаточной ценностью, по отношению которой человек с его индивидуальными этно-духовными качествами представляет лишь сырье для прокрустовой “общечеловеческой” стандартизации.

Поэтому поборников унитарного государственного образования напугала даже незначительная его этнизация. Они увидели в ней далеко идущие процессы деинтеграции и самостоятельного развития. Беря в качестве базовой русскоязычную унитарную школу, они хотят подогнать под нее и иноязычные школы, прекрасно понимая, что, лишившись исторических этно-духовных корней, они рано или поздно будут поглощены своими русскоязычными собратьями, имеющими более мощную социальную базу. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно взглянуть в 50-80 годы - годы массовой гибели иноязычных школ (заметим, национальные школы погибли уже в период большевистской революции, в том числе и русские).

Из таких соображений делается ставка на урбанизацию национальной школы и «освобождение» ее от «аграрного прошлого». Ибо известно, что при отсутствии городской национальной культуры только деревня, в некоторой степени, сохранила этно-духовные признаки национальной школы. Но в случае татар, авторы Концепции осторожно относятся и к идее урбанизации. Тут их пугает «демографический фактор». Все же татары составляют большинство в среде «национальных меньшинств» и в благоприятных условиях способны воссоздать свою городскую культуру. Тут они «предостерегают» нас от изоляционизма и сворачивания от столбовой дороги «мировой и русской цивилизации». Поэтому Концепция отрицательно относится к идее создания самостоятельной системы татарского просвещения, особенно в части ее ориентации на тюркскую, восточную и исламскую культуру, что выведено единственной строкой в татарской Концепции. Но и это сильно напугало авторов российской Концепции. «Авторы этого принципиального тезиса, - подчеркивается в ней, - не могут не понимать, что предлагая иную (не прозападную - И.А.) культурную матрицу школьного образования, ориентируя ее на исламские ценности, предлагают и иной (не державно-православный -И.А.) вектор цивилизованного развития. Как это мыслится в рамках единого государства - остается только гадать». А зачем гадать? Достаточно бросить взгляд за порог 17-го года, когда татарское просвещение существовало и развивалось в рамках единого российского государства и имея иную культурную матрицу и иной вектор развития, ни на йоту не угрожало его целостности. Более того, оно благотворно влияло на этно-духовные устои всего российского общества. Наоборот, царское правительство делало все возможное, чтобы загнать его в иную культурную матрицу и дать ему иной вектор развития. В наиболее яркой форме эту мысль выразил министр народного просвещения России граф Д.А. Толстой: «Конечную целию образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно (выделено нами - И.А.) должно быть обрусение и слияние с русским народом». То же затем провозгласили большевики и осуществили эту идею в форме «советского народа». И до сих пор ничего не изменилось в национальной, в том числе образовательной политике Российского государства. Этого подтверждает и рассматриваемая Концепция. Их особенно не устраивает экстерриториальная сущность татарской Концепции, работающая на консолидацию татарской нации как единого и целостного российского этноса. Каждая нация создает свое просвещение исходя из внутренних потребностей своего развития. Сама же определяет уровень и пределы интеграции с другими культурами. И вряд ли нуждается в сомнительных поучениях и предостережениях напрошенных доброжелателей. Не пора ли отказаться от роли «старшего брата» и «цивилизатора».

Авторы российской Концепции как бы не замечают основополагающий принцип татарского просвещения, предполагающий охват исторической глубины и современной научной высоты мировой педагогической мысли. Оно не отказывается и от ценностей, созданной этническими культурами Запада и подлинно национальной русской культурой. Но отказывается от псевдокультуры, навязываемой ему в бездуховной «интернациональной», «общечеловеческой», «еврозападной», «цивилизованной» оболочке.

Составителям российской Концепции нужно было, прежде всего, разобраться в юридико-правовых основах и нравственно-этических принципах государственного, национального и конфессионального образования, а не сводить их исключительно к политическим целям государства.

Татарская Концепция, будучи национальной, не претендует на государственный статус, а лишь реализует право татарской нации на этно-духовное развитие независимо от формы социальной организации.

Следует особо подчеркнуть, что действующая ныне Концепция развития татарской школы не является догмой не для ее авторов, ни для всей системы татарского просвещения. Она может быть пересмотрена на базе любой разумной необходимости.

Но авторы татарской Концепции убеждены в том, что без учета представителей национального просвещения, невозможно разрабатывать никакую общероссийскую Концепцию образования. Только совместными усилиями, достигая взаимопонимания можно решить проблемы национальной школы.

Что касается авторов татарской Концепции, то они всегда готовы к такому сотрудничеству.


Но неоднозначным оказалась реакция и официальных представителей системы образования Республики Татарстан. В качестве примера приведем рецензию академика М.И. Махмудова, реакцию КМ и АН РТ, отзывы некоторых чиновников образования.


Рецензия

академика М.И. Махмудова на материалы по разработке

«Концептуальные основы национального просвещения Республики Татарстан»,

предложенные ректором университета имени Кулшарифа И. У. Амирхановым

(с некоторыми комментариями автора концепции)


Ученые Татарстана в рамках реформирования общества ведут поиск наиболее приемлемой системы национального образования (кто и как? неплохо было бы познакомиться - И.А.). Авторским коллективом под руководством Ильдуса Амирханова проделана большая работа по разработке концепции национального образования, его преобразованию из унитарной системы в новую, учитывающую национальные особенности татарской культуры. Много интересных идей по разработке концептуальных основ преобразования и документации по организации национальной школы, системы управления образованием, созданию уникального типа высшего учебного заведения – духовно-светского университета (концептуальные основы и устав, учебный план университета). Университет основан на идее интеграции всех уровней воспитания детей и молодежи от «внутриутробного» развития до завершения молодым человеком высшего образования и получения диплома ученого. Эта идея представляет определенный интерес, хотя и имеет аналоги в некоторых вариантах русских учебных заведений постсоветского периода (в каких именно, хотелось бы узнать, но рецензент не приводит примера. Если это даже так, то почему бы им не быть в татарском варианте?).

Двухуровневая общинная общеобразовательная школа в составе университета представляет интерес только с точки зрения структурного образования, а не по содержанию и сути такого учебного заведения (почему только структурного, а не содержательного? Ибо в концепции речь идет не о существующей территориальной унитарной школе, а именно об общинной (махаллинской, земской школе), обслуживающей определенную этносоциальную или этноконфессиальную общину с приоритетом этно-духовного воспитания и образования, чего не скажешь об унитарной школе - И.А.). Это, конечно, заслуживает внимания не только отдельных ученых, но и всей татарской общественности (наверное, не только по структуре - И.А.). В предложениях излагаются конфессонально-теоретические основы реформирования татарской национальной системы образования молодого поколения.

В стремлении найти варианты построения новой системы образования, адекватной национальной самобытности татарского народа и его национального самосознания, И.У. Амирханов подошел к проблеме с разных сторон – от философского обоснования системы до ее методического регламентирования. Содержание документа оставляет хорошее впечатление. Заслуживают внимания такие вопросы как:

  1. Поиск наиболее адекватной парадигмы национального образования.

  2. Разработка концептуальных основ системы национального образования.

  3. Разработка конкретного типа учебного заведения на основе своей методологии.

  4. Разработка учебного плана (т.е. содержания образования) оригинального типа «духовно-светского» учебного заведения.

  5. Организационная структура духовно-светского университета имени Кулшарифа и его обоснование.

  6. Устав Татарского духовно-светского университета имени Кулшарифа.

В материалах автора дано объяснение взаимосвязи школы и религии. Интересны сравнительные показатели унитарной и национальной школ (дана сравнительная таблица двух парадигм). Есть описание национальных особенностей школы и роль языка в учебно-воспитательном процессе. Сформулированы основные принципы построения национальной школы, задачи основных этапов и содержание воспитания. Указаны и правовые основы национальной школы и ее организационные основы, а также организация и управление национальной школой. Подробно описаны этапы реализации концепции национальной школы, вопросы ее финансирования, условия приема учащихся, содержание дипломов об окончании школы.

Даже простой перечень разделов Концепции показывает полноту и завершенность ее разработки. Каково содержание образования в такой школе? Из приведенного учебного плана видно, что он имеет особенности, связанные с тем, что авторы называют «духовно-светская» школа.

Может ли национальная школа строиться как духовно-светская? Убежден, что нет. Во-первых, существующая сегодня в России и Татарстане общеобразовательная школа уже не является «унитарной», но она вариативная (обычные средние школы, школы-гимназии, школы колледжи, авторские школы и т.д.). Но эта вариативность не переходит за пределы светской школы, а отличаются, в основном, по социальному признаку (по элитности, профессиональной ориентации, индивидуальной способности и т.п. – И.А. Во-вторых, светская школа не может стать духовной, потому что это противоречит Закону о свободе совести, где указано об отделении школы от религии. (Во-первых, духовность и религиозность понятия не идентичны. Во-вторых, в законе о свободе совести речь идет об отделении церкви от государства, а не школы от религии. В-третьих, уже само существование Закона о свободе совести говорит о государственном регламентировании свободы совести–И.А. Эти вопросы достаточно полно раскрыты в самой концепции. В третьих, соотношение лимита времени в представленном учебном плане на изучение религиозных и светских предметов не дает основания назвать школу «духовно-светской». (В духовно-светской школе разделение предметов на светские и духовные носит весьма относительный характер. Ибо они объединены по одному мировоззренческому принципу, о чем ясно говорится в философской части концепции. – И.А)

Документы на создание и организацию университета Кулшарифа как «духовно-светского» высшего учебного заведения разработаны грамотно. Цель создания этого типа учебного заведения: «подготовка шакирдов к светской и духовной жизни путем озарения их душ творящим светом духовного просвещения» хотя и имеет чисто эмоциональное выражение, соответствует задачам развития культуры татарского народа. Теоретическое обоснование построена на религиозной трактовке реалий жизни, трудно объяснимое с точки зрения науки (эволюционно-материалистической - да, креационно-идеалистической – нет– И.А). В проекте учебного плана значительная часть предметов представляет собой религиозное содержание (не религиозное, а креационное – И.А.). Да, это духовно-светское учебное заведение, но оно не может быть государственным, опять же по указанной выше причине (по Закону). (Почему же государство признает научной только эволюционно-материалистическую науку и не признает креационно-идеалистическую? Дань коммуно-атеистической идеологии?). Такое учебное заведение уже есть. Это Российский исламский университет в Казани, в учебный план которого ученые предлагают ввести светские предметы (Исламский университет не духовно-светский, а религиозный. Включение в его программу светских дисциплин не меняет его сущность. Ибо эти предметы имеют эволюционно-материалистическое содержание. В университете Кулшарифа в основе и светских дисциплин лежит креационное мировоззрение - И.А).

В целом Концепция автора заслуживает внимания в плане ее изучения с целью внедрения поиска наиболее адекватного варианта школы. К сожалению, многие теоретические положения и отдельные тезисы авторов вызывают сомнения. Например, в представленной концепции И.У. Амирханова нет понятия демократизации, т.е. политического устройства общества. Есть желание переделать школу, но каков социально-экономический и политический механизм реформирования – не сказано. Далее, в основу построения университета заложены конфессиональные идеи, не имеющие отношения к организации образования в целом. (Данная Концепция является только частью Общей концепции преобразования общества, разработанной автором на основе принципа иерархии мировоззренческих ценностей, провозглашающей высшую свободу личности по рождению согласно закону творения. А в основу системы образования положены не конфессиональные идеи, а креационное мировоззрение, из которого вытекают все формы общественной жизни. В том числе, духовной и светской. В этом, видимо вся суть разногласий автора со своими оппонентами, в том числе, с уважаемым рецензентом. – И.А.).

Выводы.

Проект концепции И. Амирханова по созданию духовно-светского университета в целом можно принять. Идея интеграции светского и духовного начал в едином типе учебного заведения для татарской общественной мысли не нова: идеи «джадитских» медресе в конце ХIХ века имели аналогичные цели. Однако в нынешних условиях она имеет новизну и достаточное обоснование. Многие документы – учебные планы, положения об учреждениях народного образования, уставы и т.д.) можно доработать и рекомендовать Министерству образования РТ.

Мысль о создании нового типа общеобразовательной духовно-светской школы, равно как и системы духовно-светского образования, содержащаяся в автора принять невозможно по ряду объективных причин (т.е. разделения школы от религии – И.А).

Авторы правильно трактуют направление поиска – учет исторического опыта образования. Однако, вместо того, чтобы вписать его в структуру современного образования, они пытаются подменить современное прошлым опытом (не вписать в бездуховную структуру, а изменить эту структуру, не подмена современное прошлым, а соединить духовное прошлое с современным настоящим на основе закона творения – И.А.). Главное для России и Татарстана – это демократизация системы, вывод школы из-под тотального контроля власти, государства и постановка ее под контроль народа, общества (даже при условии бюджетного финансирования школы). Только в этом случае система образования будет воспитывать молодежь в интересах человека и общества, а не только государства и отдельных социальных слоев. Возможно, что такое устройство легче провести по образцу уже существующих систем, не имеющих указанных авторами недостатков унитарной школы, но с учетом национальной идеи (но ведь сам рецензент ратуя за раздельность светской и духовной школы не хочет вывести систему образования из-под тотального контроля власти и государства. Тогда что он подразумевает под понятием «демократия»? Демократия в рамках разделения, а не объединения? Почему же в этой демократии божьи закон в отношении социальной организации общества выводятся за пределы светских законов? Почему божьи законы будучи приоритетными по отношению светских не могут претендовать даже на паритет? Тогда что такое свобода совести? – И.А.).

Опираясь на имеющиеся элементы демократизации образования, рождающуюся в России парадигму вариативного образования и многовариантной школы, учитывая опыт национального образования и воспитания татарской молодежи, можно было бы разработать научно-обоснованную (видимо, эволюционно-материалистическую – И.А.) концепцию татарского образования в ХХI веке, отвечающую чаяниям, интересам и потребностям татарского народа (который раз громкие, но пустые заявления «подкованных ученых» и выбрасывание в корзину разработок «ненаучных дилетантов» – И.А.).

Духовно-светское высшее учебное заведение можно принять не как типовое, а как единичное учреждение по подготовке служителей культа, т.е. а имамов (имамов не готовят, а избирают, готовят служителей культа и не в духовно-светском. А религиозном учебном заведении – И.А.). Автор утверждает, что «в правовом отношении университет опирается на божьи законы мироздания и природы, определяющие духовную и телесную сущность человека». В связи с этим непонятно обращение И.У.Амирханова к Президенту светского (безбожного? – И.А.) государства, каковым является Татарстан.

Использовать материалы И.У. Амирханова при разработке Концепций национального просвещения и Татарского национального университета можно только частично, так как автор свою идею создания университета строит целиком на конфессиональных подходах.


М.И. Махмутов, профессор, академик РАО и АНТ. 22 ноября 1999 года.


Заключительное слово автора концепции


Несмотря на позитивный тон рецензии, четко вырисовывается неприятие автором рецензии иного, а именно, этнодуховного вектора развития системы образования. Как известно, после октября 1917 года этот путь был полностью отвергнут большевистским режимом и образование, как и все общество в целом, пошло по пути безбожной деградации, плачевные результаты которого мы наблюдаем сегодня. Естественно, такое состояние общества не может не тревожить каждого, независимо от мировоззренческих убеждений. Но каждый видит выход исходя из собственного взгляда на причинно-следственные факторы происходящего.

Как известно, существует два взгляда на возникновение и развитие мира. Первый основывается законы творения, второй - на теорию эволюции. Согласно законов творения, мир в определенный момент был сотворен из ничего высшим разумом - Богом совершенным и, исчерпав свое совершенство, в один миг исчезнет. Согласно же эволюционной теории, мир развивался от простого к сложному, непрерывно совершенствуясь. Эти два взгляда порождают две системы ценностей и два образа жизни. Если первый соответствует духовной цивилизации, то второй - материальной. Существующая сегодня система образования есть продукт материальной цивилизации. Впервые она сформировалась в западном мире. После “открытия окна в Европу” эту систему приняла и Россия. То есть появился русскоязычный вариат западной системы образования, ставший по отношению к ней вторичной. Это привело к вырождению русской национальной системы просвещения, которая постепенно превратилась в унитарную, то есть не имеющую этнодуховного лица. Татарская же система просвещения, будучи оторванной от государственной системы образования в некоторой степени сохранила свои этнодуховные корни, то есть оставалась национальной. Это позволило татарскому народу сохраниться даже в условиях царского колониального режима. А после установления большевистского режима и она превратилась в третичную копию западной унитарной школы. Но не выдержав конкуренцию с русскоязычной унитарной школой, имющей более сильную материальную и методическую базу, практически перестала существовать. Апрель 1986 года породил надежду на возрождение татарской национальной школы. Но из-за примитивного копирования русскоязычной унитарной школы, она не получила достаточного развития. Так в России перестала существовать система националього просвещения. Национальной же начали считать иноязычную копию русскоязычной унитарной школы. Что совершенно не верно.

Как же отражаются эти две мировоззренческие концепции на систему образования ?

Если следовать логике эволюции, то каждый человек рождается несовершенным. В таком случае, задачей школы является обеспечение его гармонического развития, достижение материального благополучия. В своей основе это мировоззрение порождает уродство морали, ибо человек предполагает, что после завершения земной жизни он превращается в ничто. Отсюда и стремление его взять из земной жизни все возможное, не боясь божьего наказания.

Согласно же теории творения, человек сотворен Богом единовременно в совершенстве и из ничего. Следовательно, каждый последующий человек рождается совершенным, с Иманом в душе, то есть верой в Творца. Этого мы видим в детях и во всем животворном. В дальнейшем качества человека не улучшаются, а только ухудшаются. Материальное благополучие растет за счет снижения порога духовности. Задача духовного просвещения заключается в максимальном сохранении заданного Богом меры совершенства до возвращения к Нему.

Теория творения отвечает самым высоким требованиям современной науки. В первую очередь это относится к астрофизике и термодинамике. Например, современная астрофизика подтверждает единовременное сотворение мира из ничего, его начало и конец. Термодинамика через свои три закона утверждает сохранение энергии при переходе из одного вида в другой (в том числе, духовной в материальную), об энтропии при энергетическом переходе и о мере энтропии, что полностью соответствует закону совершенства, распада и скорости распада.

Этнодуховная школа выращивает человека согласно генетической прграммы его жизни, максимально оберегая от разрушительных последствий “прокрустовой ложи” унификации.

Значит, альтернативой унитарной школы может быть только духовно-светская школа, питающаяся через этно-культурные корни и освещаемая духовным светом Творца.

К сожалению, люди с креационным мировоззрением были уничтожены на протяжении десятилетий безбожным коммунистическим режимом. Поэтому современное образование и науку представляют люди, воспитанные в духе материалистического мировоззрения. Даже те, которые в силу тех иных причин лояльны религиозному мировоззрению, решение проблемы видят на основе материалистического мировоззрения в рамках базирующихся на нем организационных структур. Ибо они не видят смысла своего существования и пути сохранения своего социального статуса, приобретенного в период господства коммунистической идеологии вне этих структур. Отсюда и их стремление загнать новые идеи в старые структуры и сделать несовместимое совместимым. Это же целиком относится и к официальному духовенству. Несмотря на громкогласное произношение божьих истин, оно вынуждено следовать курсу светского (по существу, атеистического) государства. Это еще раз говорит о том, что церковь отделена не от государства, а от общества, что можно подтвердить на примере вытеснения не только религии, даже креационной идеологии из школы, являющейся не государственн ым, а общественным институтом. Монополизация школы государством лишает народ свободы выбора собственных форм и содержания воспитания и образования .

Разногласия автора концепции с автором рецензии заключается в том, что первый хочет выращивать национальную систему образования на чудом сохранившихся и едва живых этнодуховных семенах, а второй - сделать это путем привития их к высыхающему сучку унитарной школы, едва держащемуся на загнивающих материалистических корнях.

Современная унитарниая система образования не реформируема по существу. В этом и заключается бесплодность всех российских реформ в области образования и науки.

К сожалению защитники унитарных систем исходят из личных интересов, а не интересов своих детей и внуков, которые будут нести не только свою карму, но и карму своих безбожных предков. Не лучше ли очистить свои грешние души, оставив им духовное наследие.


Автор концепции, галим Ильдус Амирханов



А вот реакции других «ученых» чиновников


Министру образования

Республики Татарстан

Харисову Ф.Ф.



Уважаемый Фарис Фахразович!


Направляем для дальнейшей работы рецензию Академии наук Республики Татарстан на «Концепцию национального образования», предложенную ректором университета им Кулшарифа И.У. Амирхановым.


С уважением

Начальник Управления высшего, среднего,

профессионального образования и науки Аппарата

Кабинета Министров Республики Татарстан Р.М. Валеев



Заместителю премьер-министра

Республики Татарстан

Хайруллину И.К.



В соответствии с поручением Президента РТ М.Ш. Шаймиева Академия наук Республики Татарстан проанализировала «Концепцию национального образования», предложенную ректором университета им. Кулшарифа И.У. Амирхановым. В рецензии академика РАО и АНТ РТ М.И. Махмутова отмечается, что концепция заслуживает внимания, содержится ряд замечаний и делается вывод о возможности только частичного (! – в это суть ответа, а точнее бюрократической отписки – И.А.) использования материала ( но концепция не была использована даже частично. – И.А.)


Главный ученый секретарь

Академии наук республики Татарстан, чл.корр. РАН, АН РТ

И.Б. Хайбуллин



Министерство образования

Республики Татарстан

Хадиуллину И.Г.


Ваше письмо «Концептуальные основы национального просвещения Республики Татарстан» был обсужден на Совете Арского РОО 4 февраля 2000 г.

Мы поддерживаем идею об использовании культурно-национальных традиций, традиций народной педагогики в обучении и воспитании, в формировании личности.

В основных положениях указывается, что под термином национальная школа подразумевается духовно-светская школа. Это, по нашему, противоречит и Конституции РТ, и «Закону об образовании РТ» (какая примерная законопослушность! А задумываемся ли о том, кем и для чего пишутся эти светские конституции и законы. Что касается Закона об образования РТ, нам все же удалось включить в него пятую статью о национальном образовании, практически целиком воспроизводящую нашу концепцию. Видимо нашим оппонентам был недосуг взглянуть на нее, слишком уж было сильно желание опровергнуть национальную концепцию. - И.А.) Входя в ХХI век мы думаем о светской школе (какой великий прогресс! – И.А.). Духовное образование должно быть в духовных семинариях, академиях, мечетях и церквях (а в светских школах не должна быть духовность, нравственность. Вот откуда идет охватившая все наше общество бездуховность, безнравственность, преступность, наркомания, СПИД и прочие прелести «научной» светской школы. Подумать страшно, кому мы доверяем своих единокровных детей. Не убивцам ли человеческих душ? Подумайте, если еще не поздно! – И.А.).

Ступень начального образования в 4 п. 2 раздела определяется с 6 до 10 лет. Ведь всем известно, что с 6 лет большинство детей не готовы к школьным нагрузкам (разве в Концепции не указано, что 6 летний возраст является лишь нижним пределом завершения школы первого уровня – И.А.). Психика детей еще не устойчива. Поэтому всякие срывы у детей, увеличение количества больных детей (какая трогательная забота о детях, лишенных духовности! – И.А.).

В 4 пункта 2 раздела много туманно, расплывчато, непонятно: что за класс ремесел, что за класс средней специализации. В этих ступенях и классах запутаешься (если запутываешься в трех соснах, что говорить о лесе. Тогда лучше жить в глухой степи, где нет никаких проблем. И.А.). В 5 пункте 2 раздела написано: в целях раскрытия индивидуальных способностей вводятся следующие типы профориентированных школ: школа общегуманитарного профиля, школа точных наук, школа естественного профиля и т.д. Не ясно, эти школы вводятся дополнительно к общеобразовательным школам. На селе, где школы малокомплектные если введем общегуманитарную школу, тот кто хочет учиться в школах точных наук будет ходить в соседнее село (если она там есть). Какое вульгарное представление об организации национальной системы образования. Ведь малокомплектные школы и есть самые идеальные общинные школы второй ступени. Именно в них закладываются основы национального и духовного воспитания. А профориентация начинается на более высоких уровнях, где создаются для этого необходимые условия. Если унитарная система образования не может создать такие условия, то грош цена такой светской школе. – И.А.

Не ясен 7 пункт 2 раздела, где пишется, что на школьных кафедрах вырабатывается содержание образования по уровням, ступеням, профилю и глубине обучения. До сих пор считалось, что содержание образования определяются программами. Они утверждаются МО. Именно так и дрессированы наши светские педагоги и чиновники от просвещения. Для них человек это робот, который должен работать по заданной и утвержденной заказчиком программе. Что касается генетической программы жизни, определяющей личность каждого человека, и на что ориентировано национальное просвещение, то это находится за пределами их разума. – И.А.

5 пункт 3 раздела противоречит 14 статьи Конституции РФ. Если у авторов концепции путаница в голове. Не надо затуманивать головы детям (видимо длительное безбожие затуманило мозг нашим чиновникам, иначе они могли бы отличить свет просвещения от невежственной туманности. Поистине, того, кого хочет наказать Бог, лишает его разума. – И.А.).

Во 2 пункте 6 раздела (6.2.2.) предусмотрено изучение духовно-светских предметов, дающих знание по организации жизни, ее улучшению, духовному осмыслению мира. Уже не говорим о научном осмыслении мира. Значит организация жизни, ее улучшение, духовное осмысление мира это не научно, а вот материализация, секуляризация, духовная кастрация – это научно. И это говорят люди, которые о науке ничего не смыслят. У них одни штампы, унаследованные из атеистического прошлого. – И.А.

1 пункт 7 раздела. Авторы предлагают 3 стандарта: конфессиональный, национальный, государственный. Сколько лет мы не можем утвердить 1 стандарт – государственный. Да вы не можете, для этого нужна голова и сердце, которые у вас отсутствует, а мы давно уже разработали все три, но вы не хотите их принять и, поэтому, их отвергаете. По вашему мнению, что не знаете вы, не знает никто. Иначе вы превратитесь в никто. - И.А.

В учебных планах и так предусмотрено изучение национально-регионального компонента. Мы не компот варим, а формируем личность. Поэтому нам нужны природные ценности, а не искусственные компоненты. - И.А. А конфессиональный стандарт пусть изучают в духовных учебных заведениях (но и там одна лишь имитация духовности, как у вас научности. Они как и вы представления не имеют о креационном мировоззрении и теории творения, не говоря уже о каких-то конфессиональных стандартах, так как сами являются продуктом вашей светской, то есть безбожной школы – И.А.

6 пункт 7 раздела. Создание региональных и местных национальных государственных образовательных центров, разделение функций управления между национальными и государственными органами вызовет увеличение армии чиновников. При реализации концепции национального просвещения вовсе не останется ни одного чиновника от просвещения, в том числе и вы (видимо этого и боитесь). Все будут педагогами и воспитателями, организующими свое дело по душе и призванию, а не ради денег и карьеры за счет общества, как это делаете вы. - И.А. Лучше бы предусмотрели авторы концепции уменьшение наполняемости детей в группах детских садов и школьных классах. Они и так уже уменьшаются из-за сокращения рождаемости. «Воспитанные» в ваших безбожных школах юные девицы не хотят рожать детей, они их убивают в своих утробах. А за выполнение материнского долга требуют у таких же безбожных властей пособия, квартиры машины и т.п., не желая жить по божьим законам, от знания которых вы их лишили. - И.А.

Во 2 пункте 10 раздела говорится о платном обучении в школе 3-5 ступеней. Фонд для оплаты за обучение детей из малоимущих семей и неплатежеспособных граждан останется только на бумаге. Многие способные дети из таких семей не смогут учиться в школах 3-5 ступеней. Так называемое бесплатное образование это сыр в мышеловке, на который попадаются невинные жертвы ваших душегубов, называемых светскими школами. Здесь они по вашим безбожным стандартам теряют свою невинность, лишаются врожденной нравственности. Зато этой бесплатностью кормитесь вы и все школьное и околошкольное чиновничество от директоров школ до министров, от так называемых научных работников до академиков образования. Не лучше ли перечислят эти деньги на счета самих детям или вернуть их родителям отнятую государством их собственность, или же отдать каждому свою долю законной прибыли от эксплуатации природных ресурсов, как это делается в странах, где еще как-то соблюдаются божьи законы. Но чтобы этого не делать, вы отвергаете Бога. Себе же оставляете корешки, а детям отдаете вершки. Что касается благотворительного фонда, то он при ваших светских законах останется или на бумаге или будет разворовываться вами же. А по божьим законам это нравственный долг и его невыполнение есть смертный грех, за которое следует божье наказание. Но вы в это не верите и создаете миф о «бесплатном» образовании. – И.А.

Заставлять детей учиться в национальной школе, не учитывая желание родителей ребенка, противоречит «Декларации прав человека» (Что, лишение детей духовного и нравственного воспитания по божьим законам это желание родителей, а «Декларация о правах человека» запрещает духовное образование?. Видимо наши опровергатели и в глаза не видели какие-либо декларации, конституции, законы, иначе они хотя бы для приличия привели бы из них какие-либо выдержки. Но им этого и не надо. Они прекрасно знают мнение своих господ и, поэтому, так упорно отвергают. Без знания, без веры, без совести. – И.А..).


Зав. Арским РОО И.М. Шакиров.



Рецензия на концепцию национального просвещения


Если следовать предлагаемой политике национального просвещения, то в недалеком будущем мы будем делить учебные заведения не по специализации, целевой направленности, элитности, в конце-концов, а по национальным и религиозным признакам. Будут татарские и, естественно, русские, чувашские и другие школы. В каждой из них на родственных этно-духовных ценностях «свое дитя нации». Вот только сможет ли новое поколение найти общий язык, совместно существовать, понимать друг-друга. Не объединенное едиными этнокультурными ценностями, мировоззрением, нравственными нормами, правилами и т.п.?

В настоящее время мы, граждане Татарстана, живем по единым законам, определяемые Конституцией РТ, Законом о языках, законом об образовании. Каждая нация имеет право и стремится к сохранению национальной самобытности, культуры традиций, гарантом этих прав является государство. Создание национальных советов управления , введение религиозных структур в систему образования параллельно с государственными структурами неизбежно вызовет активизацию общественных организаций (не только татарских). Нужно ли такое противопоставление национальных культур и религий в многонациональном государстве?

Разработчики концепции предлагают осуществлять образование на родном языке и в национально-культурной среде. Это в определенной степени возможно в мононациональных районах республики. Но как это осуществить в городах, селах, где бок о бок живут люди нескольких национальностей? Провести великое переселение, создать татарские, русские, чувашские и другие сектора, как это было в дореволюционное время – русская слобода, тьатарская слобода, татарские и русские села, предприятия, на которых будут работать только татары, русские, башкиры … (Это уже было в Карабахе). А что делать с межнациональными семьями. Как быть с детьми от межнациональных браков? К какой религии их приобщать и на каком языке учить? Об этом в концепции нет ответа.

Бесспорно, существует много отрицательных моментов совместного обучения мальчиков и девочек, но вместе с тем во всем цивилизованном мире давно отошли от раздельного обучения, которое непроизвольно приводит к нарушению прав на образование, получение профессий.

Идея распределения бюджетных средств пропорционально национальному, религиозному составу учащихся , независимо от желания обучаться на тем или ином языке интересна. Но она, в первую очередь, оставит без средств национальные школы, в которых наполняемость, как правило, 2-3 раза меньше так называемых унитарных учебных заведений.

Концепция национального просвещения в этом виде противоречит объективным закономерностям общественного развития. Если мы хотим создать «Новый Вавилон», то можно смело принимать данную концепцию в качестве руководства к действию.


Директор физико-математического лицея №2 Ахметов А.Г.




Как видим, позиции по отношению национального и духовного просвещения «русских» и «татарских» антинационалистов совпадают, хотя с разных позиций: у первых – господских, у вторых – рабских. Это еще раз говорит о о единстве рабско-господского мышления. В России никогда не было хозяев в истинном смысле этого слова, были одни господа и рабы. Вот они в своих безбожных школах веками и десятилетиями готовят себе подобных и страшно боятся превращения кого-либо в подлинного хозяина своей судьбы, своей земли, своей страны..