В Москве получение электронного пропуска связали с согласием на отправление рекламы в течение 10 лет


В Москве получение электронного пропуска связали с согласием на отправление рекламы в течение 10 лет

Пользовательское соглашение на сайте Московского инновационного кластера в связи с проверкой электронного пропуска содержит положение о возможности сбора и передачи третьим лицам персональных данных граждан Москвы, получивших электронный пропуск

👁549

Сетевое издание "Говорит Москва" сообщило сегодня о том, что власти Москвы при проверке пропуска просят разрешение отправлять рекламу в течение 10 лет.

В пользовательском соглашении, опубликованном на сайте Московского инновационного кластера, содержится положение о том, что Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы, Департамент информационных технологий города Москвы, государственное казенное учреждение города Москвы «Информационный город», Фонд «Московский инновационный кластер» получают согласие пользователя на обработку его следующих персональных данных:

- фамилия, имя, отчество; дата рождения;

- адрес; профессия; место работы, адрес организации, иная информация о трудовой деятельности; должность в организации;

- данные документа, удостоверяющего личность, гражданство, образование;

- номера телефонов; адрес электронной почты;

- технические данные, которые автоматически передаются устройством, с помощью которого используются информационные системы и (или) сайт оператора (в том числе технические характеристики устройства (идентификатор устройства), IP-адрес, файлы «cookies», информация о браузере и др.).

Соглашение также предусматривает, что пользователь дает согласие в том числе на осуществление следующих действий с его персональными данными:

- сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, обезличивание,

- распространение и передача третьим лицам,

- блокирование, уничтожение персональных данных.

Кроме того, в соглашении содержится положение о том, что получившие согласие пользователя организации имеют право осуществлять следующие действия:

"в целях проверки достоверности данных цифрового пропуска для передвижения по городу Москве, коммуникации со мной оператора и (или) третьих лиц, в том числе при моем обращении к оператору; в том числе смс и e-mail рассылок посредством указанных мною в настоящем согласии номеров телефона и (или) адреса электронной почты, направления мне новостных материалов оператора и (или) третьих лиц; получения от оператора и (или) третьих лиц по сетям электросвязи информации (материалов информационного и (или) рекламного характера).

«Настоящее согласие выдано мной сроком на 10 (десять) лет. Настоящее согласие может быть отозвано путём составления мной требования в письменной форме», — говорится в последнем абзаце пользовательского соглашения.

В связи с этим возникает вопрос: неужели власти Москвы предполагают, что цифровые пропуска будут действовать в Москве в течение десяти лет?

Если это не так, то не логичнее ли было бы указать в соглашении, что пользовательское соглашение утрачивает силу с момента прекращения действия в столице режима перемещения граждан по электронным пропускам?

И, соответственно, в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" все полученные данные пользователей должны быть заблокированы и уничтожены с момента прекращения действия режима электронных пропусков.

И сегодня же появилось сообщение о том, что власти Москвы опровергли передачу данных из системы пропусков третьим лицам:

Как сообщил ТАСС глава департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин, хранение и обработка персональных данных пользователей портала i.moscow ведётся в строгом соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных».

Ранее СМИ утверждали, что пользователи этого сервиса якобы подписываются на передачу абсолютно всех данных «от IP-адреса до номера паспорта и названия работодателя» любым третьим лицам с практически любыми целями, включая рассылку рекламы, на срок в 10 лет.

«Согласие на обработку персональных данных, на которое соглашаются пользователи сервиса проверки цифровых пропусков на портале i.moscow, является типовым документом для всех пользователей IT-платформы Московского инновационного кластера», — сказал Фурсин.

Он пояснил, что данные, указанные при использовании сервиса на i.moscow, используются операторами в процессах выдачи цифровых пропусков для работающих. В частности, при проверке достоверности сведений: работает ли человек в той организации, которую он указал при оформлении своего цифрового пропуска, или нет.

«В части направления материалов информационного характера стоит отметить, что именно посредством смс и email-рассылки пользователям сервисов i.moscow приходит информация о статусе изменений в его цифровом пропуске, которая также подпадает под понятие «информации и социальной рекламы». Помимо этого, мы рассылаем справочные материалы по борьбе и профилактике распространения вируса, что также подпадает под федеральный закон о рекламе и её распространении», — сообщил руководитель департамента.

И все-таки остается непонятным, почему пользователи системы электронных пропусков должны давать согласие на основе типового соглашения, которое не обеспечивает защиту их персональных данных в полном объеме.

Ведь этим типовым соглашением никак не ограничивается круг третьих лиц, которые могут привлекаться к обработке персональных данных граждан Москвы.

Кроме того, типовым соглашением никак не ограничивается круг третьих лиц, которые могут рассылать гражданам Москвы свои рекламные материалы в течение 10 лет.

Вполне очевидно, что форма соглашения с пользователями системы электронных пропусков, ввиду её специфики, должна была быть доработана и должна была пройти внешнюю антикоррупционную экспертизу.

К сожалению, по имеющимся в широком доступе сведениям невозможно об этом что-либо узнать.

Кроме того, по общим правилам вступления в силу актов, затрагивающих интересы широкого круга граждан, они вступают в силу после опубликования в установленном порядке.

В данном случае, по всей видимости, форма пользовательского соглашения и порядок его заключения должны были быть утверждены распоряжением мэра Москвы, вступающим в силу после опубликования в СМИ города Москвы.