Поколение "Z" - новая сила или потерянные люди


Поколение "Z" - новая сила или потерянные люди

Существует мнение о том, что наступает эра постматериализма – совершенно новой модели экономического и социального поведения, носителями которой в основном являются молодые люди, родившиеся в конце 90-х и после 2000 года.

👁711

Существует мнение о том, что наступает эра постматериализма – совершенно новой модели экономического и социального поведения, носителями которой в основном являются молодые люди, родившиеся в конце 90-х и после 2000 года.

Они не хотят потреблять товары и услуги так, как это принято у нормальных людей. И «нормальных» людей они боятся и не понимают их устаревших устремлений, пристойных скорее для хомяков, чем для представителей новой цифровой цивилизации.

Автор публикации в Texterra.ru, исходя из того, что в России насчитывается примерно 25 миллионов человек в возрасте от 15 до 29 лет (поколение “Z”), утверждает: 

“Как бы ни старались их не замечать «менеджеры страны», эти молодые люди – огромная сила. И в ближайшие годы она будет способствовать слому традиционной экономики, в том числе – агонии пенсионной системы”. 

Вывод этот опирается на выводы из исследований новых поведенческих моделей молодежи в экономике, осуществленных учеными Московского гуманитарного университета, Российского государственного социального университета и Российского государственного педагогического университета им. Герцена.

Речь идет о поколении “Z”, которое выросло в условиях, когда их с самого рождения окружали современные цифровые технологии и стремительно совершенствующиеся гаджеты. Для этого поколения Интернет не есть нечто обособленное - это среда, в которой они “живут”.

В связи с этим они обладают совершенно другим мировоззрением, чем люди более старших возрастов. В частности, утверждается, что ценности отечественных представителей сетевого поколения имеют отчетливо нематериальный характер. Они потребляют ради удовольствия, у них нет мотивации к длительному накоплению материальных ресурсов. Также у них снижена склонность к предпринимательскому риску. Зато они ценят умение работать в команде (хотя работа может вестись удаленно, а общение команды быть сугубо виртуальным).

Вышеуказанные исследователи выделили 8 новых поведенческих тенденций условных «зэтов»:

  1. Они быстро переключаются при потреблении информации. Плохо концентрируются на ней и неглубоко прорабатывают вопросы, которые их интересуют. Хорошо воспринимают наглядную информацию. Делают это маленькими порциями. Не любят вникать в текст, лучше понимают иконки, смайлики, видео и картинки. Сосредоточение на одной задаче и выполнение её до конца требует от «зэтов» значительных усилий.
  2. Для этого поколения долгосрочные тренды отсутствуют. Горизонт планирования у молодых минимальный. Они как бы всё время в «потоке», который формируется социальными сетями и меняется ежесекундно.
  3. Мотивация к деятельности слабая. От постепенного движения к успеху «зэты» отказываются. Интерес к реальной физической жизни, к миру снижен. Само понятие «ценности» размыто и теряет материальную форму. Ценности становятся абстрактными и представлены они в виртуальной среде.
  4. Установка на гедонизм распространяется на всю деятельность, в том числе на трудовую. Успехом считается личное счастье. Измеряется оно разнообразием образа жизни и удовольствием от существования, а не богатством и социальным статусом. Работа, конечно, должна приносить доход, но при этом давать радость и не отнимать много времени. «Вкалывать» никто не готов. Говоря о счастье, молодые практически не употребляют слов «карьера» и «престижная работа». Главное, чего они ждут от будущего – это комфорт и спокойствие.
  5. У «зэтов» отмечена привычка отделять себя от государства и от семьи. Они индивидуалисты. Поиск своего личного пути – основная установка. Ценность того, чтобы вести совместную деятельность с другими, быть полезным обществу в целом, для молодых сомнительна. 57 % представителей поколения заявляют, что у них нет кумиров, 16 % затрудняются с ответом. Подражать предпочитают родственникам и историческим персонажам.
  6. Норма жизни вместе с другими людьми на одной территории отмирает, потому что само понятие «территории» не имеет смысла в виртуальной среде. Это приводит к трудностям в формировании понятия о правилах «общежития» в конкретном месте. Молодым непросто договариваться о несении ответственности за территорию и соблюдении норм совместного существования. Это порождает трудности адаптации в коллективе при работе «в реале».
  7. «Зэты» боятся обыденности, в которой нет места спонтанности, интенсивным переживаниям и ярким впечатлениям.
  8. К собственному здоровью молодежь относится пассивно, ведет малоподвижный образ жизни. Их устраивает долгое сидение с гаджетами, имеющими выход в интернет.

Автор публикации в Texterra.ru отмечает, что названные тенденции на первый взгляд выглядят несколько негативно. 

Но выводы делает весьма определенные и оправдывающие возникновение ситуации с возникновением поколения “Z”: 

“Однако если вдуматься – почему плохо то, что молодые хотят получать впечатления от путешествий и сиюминутных развлечений? То, что они не желают быть обременены недвижимостью и другими экономическими активами? То, что имеют пониженную склонность к бизнес-риску, что нацелены на реализацию коротких проектов с минимальными вложениями денег и усилий?

Да ничего в этом нет плохого. Просто это становится угрозой для сложившейся традиционной экономики – вот в чем проблема. Ценности молодых подвергают испытанию ее устойчивость”.

Но увы глобальная реальность такова, с в столкновении с ней представители поколения “Z” могут рассчитывать только на то, что их превратят в новых рабов, а затем просто сотрут с лица Земли.

Да, их численность, казалось бы велика - 25 миллионов человек. А вслед за ними идет уже следующее поколение, родившееся после 2010 года. И их тоже, казалось бы, немало.

Но они оторваны от семьи, от близких, от родных мест, от страны и, вообще, от материальной реальности. Являясь своеобразным “перекати-поле”, поколение “Z” освобождает место под солнцем совсем другим людям: с одной стороны - жестким материалистам-мигрантам из стран Средней и Юго-Восточной Азии, а с другой - соотечественникам-реалистам, будущим “хозяевам жизни”, обладающим всем набором современных компетенций, необходимых для реализации собственных управленческо-властных устремлений.