Долгожданный прорыв. Сельское хозяйство России выходит на новый уровень


Долгожданный прорыв. Сельское хозяйство России выходит на новый уровень

👁202

Не так давно я опубликовал материал, в котором кратко рассмотрел основные проблемы, с которыми ныне сталкивается наш АПК. А также те перспективы, которые могли бы вывести сектор на совершенно новый уровень развития.

Если вспоминать кратко, то сейчас сельское хозяйство России уперлось в потолок. Возможности интенсивного развития, которые имелись на протяжении последних десяти лет, оказались исчерпанными.

Но ни в коем случае не нужно воспринимать это как негатив. Наоборот, правительство и, в частности, Минсельхоз проделали большую работу. От страны-импортера сельхозпродукции Россия перешла к стране-экспортеру. Причем цифры постоянно растут. Так, в прошлом году по экспорту был установлен очередной рекорд: 41,6 млрд долларов против 37,1 млрд в 2021 году.

Можно сделать вывод, что абсолютно все задачи, ставящиеся перед отраслью в 2014 году, были выполнены. Однако по мере развития возникают и новые проблемы, которые нужно решать. С другой стороны, их решение позволит вывести отрасль на новый уровень.

Итак, какая главная проблема. Это перепроизводство сельскохозяйственной продукции. Точнее, перепроизводство сельскохозяйственного сырья (зерно, семечка и т.д.). Отсюда резкое падение цен на продукцию, что, естественно, негативным образом сказывается на аграриев. Впрочем, удивительного ничего нет. При существующей модели ожидать другого вряд ли приходилось.

Теперь государство должно усилить свою роль в управлении отраслью, перейти от сугубо поддержки в виде субсидирования предприятий к прямому управлению наиболее важными направлениями.

И, я должен сказать, этот процесс начался

Достаточно опрометчиво полагать, что сельское хозяйство должно жить отдельной от остальной экономики жизнью. Как, впрочем, и другие отрасли. При грамотной работе оно может дать огромный мультипликативный эффект, в том числе, для высокотехнологичных отраслей.

И самым очевидным, что здесь можно сделать - сформировать собственный торговый флот, перевозящий продукцию агропрома. Причем он должен быть именно отечественным, то есть, балкеры должны быть построены на наших судостроительных мощностях. И данный процесс начался.

В среднесрочной перспективе Россия сформирует свой флот зерновозов, состоящий из 60 балкеров. Уже к 2025 году будет необходимо вывозить порядка 60 млн тонн зерна. Рекордный урожай 2022 года (158 млн тонн) свидетельствует о том, что теперь в стране в ближайшее время будет выращиваться 140-160 млн тонн зерна в среднем против 120-135 млн за последние 5 лет.

Подобное стало возможным за счет эффективной работы правительства. Предпринимались как экстенсивные меры (ввод в эксплуатацию новых площадей), так и интенсивные (повышение урожайности).

Проблема, с которой столкнулся экспорт АПК до точности напоминает ситуацию в нефтяной отрасли. Ранее услуги фрахта и страхования грузов нам, преимущественно, оказывали транснациональные компании. Значительная часть экспорта также осуществлялась транснациональными трейдерами. В результате их ухода, как в случае с нефтью, российским предприятиям приходилось давать дисконт к рыночным ценам. Но, все же, связан он был с повышенными затратами на перевозку и страховку.

Формирование собственного флота способно решить эту проблему. Так, России потребуется в ближайшие годы 60 зерновозов. Половина из них - класс Panamax (50-60 тысяч тонн), другая половина - Handymax (30-40 тысяч тонн).

И здесь ситуация следующая. Суда класса Handymax мы в состоянии построить на собственных верфях. Необходимо малое - государственная поддержка в виде субсидирования. Ничего страшного здесь нет. Естественно, себестоимость на наших судостроительных мощностях гораздо выше, чем на иностранных. За счет того, что в Китае или же Турции верфи работают нон-стопом, обслуживая заказы по всему миру. Можно было пойти самым простым путём и заказать за рубежом по дешевке. Однако это абсолютно неверное целеполагание. Необходимо вкладывать в собственную экономику и развивать собственные мощности. Рубль господдержки, вложенный в реальный сектор, окупится с лихвой.

А вот, что касается судов класса Panamax, то здесь у нас производственных мощностей нет. Будет необходимо закупать балкеры. Скорее всего, уже эксплуатирующиеся. О планах наладить массовое производство Panamax в России мне неизвестно. Но, надеюсь, подобное хотя бы обсуждается. И это, естественно, необходимо делать, поскольку Россия будет только увеличивать свое присутствие на мировом рынке зерна, и флот нужно будет обновлять регулярно. Не воспользоваться такой возможностью для развития собственных судостроительных мощностей было бы опрометчиво.

Ситуация с торговым флотом является ярким примером того, как даже сельское хозяйство, роль которого в экономике страны традиционно недооценена, может быть стимулом развития высокотехнологичных секторов. А транспортное машиностроение к таковым как раз и относится.

К тому же, у нас есть отличный опыт создания новых судостроительных мощностей - верфь "Звезда" на Дальнем Востоке. Потенциал отрасли колоссальный. Потребность огромна во всех классах судов, начиная от контейнеровозов, заканчивая танкерами. И, к счастью, правительство выделило сектор судостроения в одно из наиболее приоритетных направлений.

Автор: Константин Двинский
Источник: Дзен