Цифровой доллар станет новым элементом глобального контроля


Цифровой доллар станет новым элементом глобального контроля

Попытка США избежать дефолта – не единственный риск, который создает CBDC

👁255

Создание цифровой валюты центрального банка (CBDC — Central bank digital currency) или «цифрового доллара», перешедшее в законодательную плоскость чуть больше года назад, выглядит как попытка Вашингтона отыграть ряд деградирующих позиций в сфере финансов на собственной территории.

Одним из следствий внедрения CBDC, как сообщалось в ранних материалах РУССТРАТ, может быть попытка США избежать дефолта в «обычных» деньгах. Однако, это не единственная масштабная цель, для достижения которой CBDC могут быть полезны. Если проект CBDC будет реализован, то финансовый контроль США над той валютной зоной, где главным платежным средством остается доллар, будет качественно усилен.

Примечательно, что первыми о рисках CBDC начали говорить либертарианцы из Института Катона. Оказалось, что правящая верхушка США, вопреки либеральной и ультра-либеральной повестке, выстраивает тот самый «цифровой концлагерь», о котором многие предупреждали.

Нет банка, кроме ФРС

CBDC - это цифровая национальная валюта, то есть в случае США это будет цифровой формой американского доллара. Как и бумажные доллары, CBDC будет обязанностью Федеральной резервной системы. Но есть ряд значимых моментов.

В настоящее время, когда клиенты вносят деньги на свои банковские счета, депозиты оказываются обязательствами банков. Другими словами, банк должен клиенту деньги, внесенные на счет этого клиента, и несет ответственность за их транзакции. Однако в случае CBDC деньги будут обязательством напрямую центрального банка.

То есть правительство (в случае США, это Федеральная резервная система) будет нести прямую ответственность за хранение, передачу или иное перечисление средств владельцу. Другими словами, возникнет прямая связь между гражданами и центральным банком ‑ радикальный отход от существующей американской системы, в которой банковские услуги розничным потребителям предоставляют частные финансовые учреждения.

Стоит отметить, что аргументация лоббистов CBDC, описывающих пользу «цифрового доллара» для населения, выглядит по меньшей мере неубедительно. Утверждается, что цифровые деньги повысят доступность финансовых услуг – но и так более 95% населения работают с банками, а оставшиеся не желают вливаться в финансовый сектор из-за опасений насчет конфиденциальности. Которую CBDC не обеспечивает – и даже наоборот, о чем будет сказано дальше.

CBDC не имеет уникальных преимуществ по сравнению с существующими финтех-разработками, такими как стейблкоины и сети платежей в реальном времени (RTP). Примером чего может выступить российская Система быстрых платежей или американская FedNow, которую также запускает ФРС.

В том, что CBDC укрепит позиции доллара, как мировой резервной валюты – есть большие сомнения, считают эксперты. Хотя бы потому, что 2022 год ясно показал риски вложений даже в физический доллар. Зато цифровой доллар даст американскому правительству беспрецедентные возможности для финансового контроля над собственными гражданами.

Прямая корректировка

Среди преимуществ CBDC указана возможность правительства корректировать экономику с помощью денежно‐кредитной и фискальной политики. Предположительно, CBDC предоставит такую возможность, позволив федеральному правительству переводить деньги на счета физических лиц - и из них. ФРС может, например, налагать штрафные санкции, когда люди не тратят достаточно своих существующих остатков или переводят выше «нормы». Независимо от того, могут ли такие политические действия привести к достижению макроэкономических целей, использование CBDC таким образом потребует запрета на все частные денежные альтернативы, включая наличные. То есть, граждане будут напрямую зависеть от федерального правительства в получении, сохранении и передаче своих средств.

За последние годы в США были приняты беспрецедентные меры по получению контроля над финансами частных лиц – например, в сферу криптовалют удалось внедрить принцип KYC (Know Your Customer), для соблюдения которого клиенты криптобирж обязаны верифицировать свою личность паспортом, водительскими правами и т.д. CBDC может легко устранить оставшиеся небольшие грани приватности, так как даст федеральному правительству полную прозрачность каждой финансовой транзакции, установив прямую связь с финансовыми транзакциями каждого гражданина.

Возможности корректировки финансовых транзакций, которые предоставит правительству США CBDC, практически безграничны. Например, в случае карантина из-за очередной пандемии CBDC может быть запрограммирован на осуществление платежей только между конкретными предприятиями и контроль в реальном времени над тем, за что и как платят граждане – например, не уклоняются ли они от карантина, покупая билеты в другой город.

Крупные ассоциации банковских и кредитных союзов, которые будут фактически выведены «за скобки» при введении CBDC, предсказуемо выступают против инновации. Также нет сомнений в том, что CBDC подрывают эффективность частных криптовалют (включая стейблкоины) - нового источника конкуренции с устаревшей платежной системой.

Еще одной проблемой CBDC является централизованное хранение финансовой информации. Например, вице-председатель Федеральной резервной системы Лаэль Брейнард предупредила, что “перевод валюты центрального банка в цифровую форму может сделать ее очень привлекательной мишенью для кибератак, предоставляя субъектам угрозы заметную платформу, на которой они могут сосредоточить свои усилия».

Эти усилия часто приводят к успеху. В период с 2011 по 2015 годы на ФРС было зафиксировано более 50 кибератак. ФРС даже стала жертвой успешного взлома, когда в результате кибератаки через Банк Бангладеша был похищен 101 миллион долларов. Частный сектор не застрахован от кибератак, но взлом в частном финансовом учреждении затронет лишь небольшую часть граждан - в то время как взлом единой федеральной базы данных может поставить под угрозу личную информацию вообще всех.

В том виде, в котором CBDC оформлен сейчас, главным результатом его функционирования станет беспрецедентный контроль над финансами лиц, находящихся в долларовой валютной зоне. Стратегически это может привести к парадоксальному выводу: либо в США будут две финансовых системы - одна для внутреннего и одна для внешнего функционирования, либо полный перевод на CBDC будет означать капсуляцию финансовой системы США. Если Вашингтон абсолютно контролирует каждый доллар и может «деактивировать» его в один клик – зачем вообще связываться с такими деньгами, не имеющими и тени стабильности и физической ощутимости?

Источник: РУССТРАТ