Опубликован Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"


Опубликован Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"

Российская газета опубликовала Федеральный бюджет на следующий год и на плановый период 2021-2022 годов. Формирование бюджета на три года позволяет повысить предсказуемость бюджетной политики государства на краткосрочный период, и на показатели этого документа ориентируются органы власти и управления в регионах страны и различные экономические субъекты.

👁834

Российская газета опубликовала Федеральный бюджет на следующий год и на плановый период 2021-2022 годов. Формирование бюджета на три года позволяет повысить предсказуемость бюджетной политики государства на краткосрочный период, и на показатели этого документа ориентируются органы власти и управления в регионах страны и различные экономические субъекты.

“Российская газета” отмечает в связи с этим, что социальный характер бюджета 2020-2022 годов подчеркивался еще на стадии его принятия Госдумой. Под этим подразумеваются в первую очередь рост расходов на социальные программы и общая нацеленность на развитие регионов. В бюджете сохраняется ведущая роль расходов на социальную сферу - образование, медицину и другие направления, связанные с "человеческим капиталом". По ним решено направить 35% расходов, почти 7 триллионов рублей. Значительная часть расходов здесь будет финансироваться и из внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования), а также из бюджетов регионов.

Особенностью этого финансового документа является то, что в 2020-2024 годах регионы должны будут платить ежегодно только 5% от суммы задолженности по бюджетным кредитам с условием, что высвободившиеся деньги они направят на инвестиционные проекты. Вместо того, чтобы отдавать деньги на погашение долга, регионы смогут вкладывать деньги в инфраструктуру и дороги, подвести воду, газ, электроэнергию к строящимся на средства частных инвесторов предприятиям, которые способны дать новые рабочие места и повысить уровень жизни людей. Речь идет о сумме более 440 миллиардов рублей.

Вопрос только в том, насколько регионы страны в настоящее время являются платежеспособными, и насколько они готовы к реализации таких инвестиционных проектов.

Доходная часть бюджета на 2020 год определена в сумме 20,4 триллиона рублей, а расходная прогнозируется на уровне 19,5 триллиона рублей. Таким образом, профицит бюджета останется, но будет сокращаться (с 0,8% ВВП в 2020 году до 0,2% в 2022 году).

Параметры бюджета определены исходя из прогнозируемой инфляции 3% в 2020 году и не выше 4% в 2021 и 2022 годах. В бюджете закладывается рост экономики на 1,7% в 2020 году, на 3,1% в 2021 году и на 3,2% в 2022 году.

Также продолжает работать бюджетное правило, по которому дополнительные нефтегазовые доходы казны выше цены отсечения (в 2020 году, с учетом индексации, это 42,4 доллара за баррель), отправляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Инвестиции из ФНБ начнутся в 2020 году, когда его ликвидная часть достигнет 7% ВВП. Усиливается и финансирование нацпроектов, которые по замыслу властей и должны разогнать экономический рост.

Все это, конечно, хорошо. Только вот ежегодно выделенные средства в значительной степени остаются неосвоенными, хотя, по идее, их можно и нужно было бы направить, например, на подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства. 

Ведь в настоящее время инфраструктура выходит на уровень, сравнимый с лучшими мировыми достижениями, а специалистов нет. Нет их в здравоохранении и в школах. Кадровая проблема сейчас везде - даже на чиновничьи должности не могут найти компетентных людей, не говоря уже о том, чтобы толковыми специалистами заполнить инженерные и мастеровые вакансии.

В 2020 году расходы на образование вырастут на 5,7% (на высшее – всего на 2,8%). В целом расходная часть бюджета увеличится на 6,6%, так что эта статья не дотягивает даже до среднего показателя. По доле расходов на образование Россия сейчас занимает 98-е место в мире. 

Поэтому спрос с Правительства должен быть конкретный, а не только по обобщенным макроэкономическим показателям, которые, как все уже догадываются, иногда и значительно приукрашиваются.