Общинный раздаток (конец IX- начало XIII века)


Общинный раздаток (конец IX- начало XIII века)

Институциональное ядро раздаточной экономики сформировалось с самого начала существования хозяйственной системы России. На Западе в сравнимый исторический период фор­мировались качественно другие процессы: eсли в России зародилась общественно­-служебная собственность, то на Западе - частная

👁782

В первом институциональном цикле основу хозяйст­ва составлял общинный раздаток. В рамках общины ста­рейшина распоряжался казной, раздавал пищу и одежду, распределял занятия. Управление всем государством осуществлялось князьями по жалобам членов общин во время полюдья, т.е. во время административно-хозяйственных поездок князя по русским общинам. Од­новременно осуществлялся сбор дани, которая сдавалась для содержания князя и его дружины, служащих защите русского государства.

Институциональное ядро раздаточной экономики сформировалось в глубокой древности, с самого начала существования хозяйственной системы России. Только проявлялось оно в примитивных, простейших формах.

Однако это было уже то зернышко, из которого выросло все институциональное древо современной хозяйствен­ной жизни России.

На Западе в сравнимый исторический период фор­мировались качественно другие процессы. Главное раз­личие заключалось в формировании отношений собст­венности. Если в России зародилась общественно­-служебная собственность, то на Западе - частная. Общи­ны в Европе строились на основе частной собственности общинников, а князья, осевшие в Европе, сразу станови­лись частными, индивидуальными собственниками зем­ли и впоследствии превратились в феодалов.

Институт раздач. Во времена общинного раздатка институт раздач только начал формироваться. В рамках родовой общины, лежащей в основе хозяйственной жиз­ни того времени, он существовал стихийно, основываясь на обычае. Институт раздач естественным образом был

вплетен в ткань общинной экономической организации.

Наиболее краткая и точная зарисовка общинной жизни принадлежит перу известного историка С.Соловьева, хотя подобные описания можно встретить довольно часто в исторической литературе:

«Деревня состоит из одною ро­дя, который управляется сям собой и сообщяется с выс­шими влястями стряны посредством своего главы, стяршины. Избрянный стяршиня упрявляет всеми ряботями, хранит общественную казну, вносит подати, раздает своим

детям и братьям пищу и одежду, наказывает их за проступ­ки». Видно, что одной из важнейших и органичных хо­зяйственных функций, которую выполняет управитель общины - быть

«раздавателем пищи и одежды».

Помимо общинных организаций существовала и княжеская дружина, которая представляла собой одну из разновидностей организаций того времени. Практиче­ски в таком же стихийном виде существовал институт раздачи и в княжеской дружине: «Дружина получала со­держание от князя - пищу, одежду, коней и оружие. Разу­меется, что за раздачею дружине у князя оставалось еще много мехов, меду и воску».

К концу первого институционального цикла начина­ют складываться первые нормы института раздач, по­скольку главным элементом раздачи становится земля, а точнее - города или населенные пункты, хотя первона­чально это мало интересовало дружинников. «Земли бы­ло много у русского князя, он мог, если хотел, раздавать ее своим дружинникам, но дело в том, выгодно ли было брать ее без народонаселения, им гораздо выгоднее было оставаться при князе и получать от него содержание не­посредственно».

Однако уже в XI веке дружине назнача­лись земельные участки во временное владение. К концу XI века стали распределяться земли между са­мими князьями и вырабатываться первые принципы раздач.

«В 1097 году князья, внуки Ярославовы, собрались вместе и решили, чтобы каждый из них держал свою от­чину. Что же такое разумелось под отчиною? Отчиною для князя была та волость, которую владел отец его и вла­деть которою он имеет право, если на родовой лествице занимает ту же степень, какую занимал отец его, владея

означенной волостью, потому что владение волостями условливалось степенью на родовой лествице, родовыми счетами».

Интерпретируя приведенную выше мысль со­временным языком, можно сказать, что в основе раздач главное место занимало должностное положение или статус.

В дальнейшем союз князей регулярно распределяет «столы» на основе выработанных принципов. На Любеческом съезде постановлено: «Кождо де держить отчину свою: Святополк - Кыев Изяславлю, Володимер - Всеволожю, Давыд и Олег и Ярославлю; а имже роздаял Всево­лод городы ... »

Объектами раздач в период общинного раздатка были и управленческие должности. Это касалось пригородных князей и власти посадников бояр, которые получали провинции на кормление, дающее им право сбора корма натурой.

«Печаль бысть ему (Всеволоду Ярославовичу Ки­евскому) от сыновец своих, сей же, омиряя их, раздаваше власти им».

Институт раздач возник как естественная форма хо­зяйственной жизни, наилучшим образом решая опреде­ленные задачи того исторического времени, а именно - обеспечения условиями жизнедеятельности членов кон­кретных общин, а следовательно, по совокупности и все­го общества. Объектами раздач выступали прежде всего предметы потребления, затем земельные владения и управленческие должности, подразумевающие получе­ние определенного дохода. С самого начала принципы раздач были тесно связаны со служебным положением: чем выше социальная позиция, тем более привлекатель­ны объекты раздач.

Институт сдач. В период общинного раздатка сразу сформировались те виды сдач, которые имели место и на последующих этапах, только в разных соотношениях и усовершенствованных формах. К ним относятся прежде всего натуральные и (или) денежные сборы с трудоспо­собного населения, выполнение «повинностей», т.е. обя­зательный труд на общество, государственная служба по управлению хозяйством, военная служба.

Натуральные и денежные сдачи в рассматриваемый период имели форму дани. Дань - первоначально воен­ная контрибуция, платимая побежденным племенем - с течением времени приняла значение родового понятия, включавшего все обязательные платежи населения в пользу князя. Предметы, которыми взималась дань в древнейшее время, являлись натуральными продуктами: мед, шкуры пушных зверей, зерновой хлеб, лен, домаш­ние животные. В то же время дань взималась и деньгами, сначала иностранными, а затем собственными денежны­ми единицами.

Методы выработки нормативов сбора дани полно­стью соответствовали тому историческому периоду.

Норматив должен был установиться на такой величине дани, которая позволяла бы осуществлять все необходи­мые расходы князьям, и в то же время оставшиеся про­дукты и блага могли обеспечивать воспроизводство на­селения. Такие нормативы и были установлены после хо­рошо известных драматических событий. Известно, что в 945 г. после того, как князь Игорь, закончив сбор дани, вернулся за дополнительными поборами, древляне убили его, тем самым показав, что больше не могут и не будут отдавать. Княгиня Ольга, жена Игоря, отомстив непокор­ным племенам, все же установила уставы и уроки - пер­вые нормативы сдач.

«Под именем устава должно разу­меть всякое определение, как что-нибудь делать, под именем урока всякую обязанность, которую должно вы­полнять к определенному сроку, будет ли то уплата из­вестной суммы денег, известного количества каких-нибудь вещей или какая-нибудь работа».

В дальнейшем, по историческим свидетельствам, дань взималась в циф­рах определенных и постоянных.

Механизм взимания сдач в рассматриваемый период включал установление единицы обложения, законода­тельную основу и собственно технологию сбора.

Во времена общинного раздатка сформировались единицы обложения населения - по дымам или сохам, означающие в сущности одно и то же: участок земли об­рабатываемый силами одного домохозяина. Распределе­ние по сохам делало само население, государство исчис­ляло дань по погостам, т.е. по определенным территори­альным единицам. Первичной законодательной основой сбора дани являлись уставные грамоты князей. Способом взимания дани в этот период сначала было полюдье - «русские князья со своею дружиною выходили из Киева при наступлении ноября и отправлялись в земли подчи­ненных им племен славянских».

С XI в. князья посылают вместо себя для сбора дани специальных данщиков. В XII-XIII вв. дань доставлялась из пригородов посадника­ми, а в пригороды самим населением.

Вторым достаточно распространенным видом сдач в этот исторический период являлись повинности, или выполнение определенных общественных работ. На данном историческом этапе к повинностям относился повоз - обеспечение средств передвижения для военных дружин, для княжеских данщиков и гонцов, градоделание - постройка и поправка укреплений всей волостью, постройка и починка мостов и т.д.

Военная служба также являлась важным видом сдач.

Военные силы состояли из дворов княжеского (дружины) и боярских, и народного ополчения. Народное ополче­ние составлялось из всех взрослых мужчин городского и сельского населения.

Институт сдач является обязательным дополнением института раздач, поэтому они формируются одновре­менно. Однако институт сдач имеет собственную струк­туру для выполнения присущих ему функций. На первом

институциональном цикле сразу сформировались все элементы института сдач, являющиеся исходным пунк­том его дальнейшего развития.

Институт административных жалоб. В период об­щинного раздатка русские князья отправлялись с дружи­ной к подчиненным племенам, чтобы - как свидетельст­вуют исторические источники - «исполнять свои обя­занности относительно народонаселения».

По жалобам своих подданных князь вершил суд и расправу, изменял величину дани. Право жалобы впервые было закреплено в уставных грамотах князей.

Уже на первом этапе развития раздаточной экономи­ки административные жалобы подразделялись на граж­данские, т.е. исходящие от рядовых граждан и на управ­ленческие, т.е. исходящие от лица или социальной груп­пы, занимающих определенное положение в структуре управления. Вот пример механизма действия управлен­ческих жалоб в тот исторический период:

«Владимирцы, которые находились в пригородных отношениях к Рос­тову, притесняемые князьями, обращаются с жалобами к ростовцам. Ростовцы на словах были за владимирцев, но на деле не удовлетворяли их жалобам, и тогда владимир­цы призывают других князей».

Институт административных жалоб, включающий как управленческие, так и гражданские жалобы, является важнейшим естественным каналом обратной связи в раз­даточной экономике, обеспечивающий ее стабильное функционирование. Именно поэтому он был вызван к жизни на самых ранних этапах развития раздаточной экономики в России в формах, наиболее соответствую­щих тому историческому времени.

Институт общественно-служебной собственности. Во времена общинного раздатка общественно-служеб­ный характер собственности только зарождался. В этот период русские князья установили очередное правление и не индивидуализировали права собственности на зем­лю. Единой государственной властью для русской земли была коллективная власть всего княжеского рода, осно­ванная на союзе князей как равных друг другу членов.

Вследствие этого субъектами раздач различного рода благ выступали князья. Отсюда и название первой формы общественно-служебной собственности - княжеская.

Основным типом хозяйственных организаций явля­лись в этот исторический период общины, в рамках ко­торых осуществлялся процесс производства.

«Воображая себе русское общество древних времен, видишь бесчис­ленное множество маленьких общин, по всему лицу зем­ли русской рассеянных и имеющих своего распорядите­ля, и составляющих свой маленький мир».

В период общинного раздатка в рамках первичной формы общественно-служебной собственности возник­ла и существовала полюдная модель управления. С точки зрения управленческой модели, полюдье - «это админи­стративно-финансовая поездка князя по подвластным племенам».

В ее основе лежит принцип подчинения по­коренных или «примученных» племен. Полюдье представляло собой по образному выражению Владимирского-Буданова «как бы военные походы, периодически по­вторяющиеся завоевания».

Механизм координации сдаточно-раздаточных пото­ков в этот период состоял из установленной единицы об­ложения, специально созданных мест сбора дани - по­гостов, а также документов, определявших величину да­ни - уставные грамоты князей. Князья производили опи­си своих владений, которые включали численность по­гостов и определение объема сдач. Первоначально лич­ный доход князя полностью сливается с финансовыми средствами государства, поскольку интересы князя во многом совпадали с интересами государства. Немецкий историк Гагемейстер, изучавший русскую историю, уста­новил, что на частные нужды князей приходилось ⅓ доходов, а на общественные потребности - ⅔.

Общественно-служебная собственность есть необхо­димое условие существования институтов раздач - сдач - жалоб. Связь между ними взаимно однозначная: институт общественно-служебной собственности всегда порожда­ет отношения сдаточно-раздаточного характера и вклю­чает жалобы с целью корректировки потоков сдач-раздач. При этом в рамках института общественно­-служебной собственности заданы определенная модель управления, базовый тип хозяйственной организации и механизм координации сдаточно-раздаточных потоков.

В первом институциональном цикле существовала об­щинная форма хозяйствования и полюдная модель управления.

Финансовые институты. Во времена общинного раз­датка дань взималась не только натуральными продукта­ми, но и деньгами, а следовательно тогда и появились первые зачатки финансовых институтов, которые обслу­живали процесс сдачи. Собственная денежная единица первоначально воплощалась в виде некоторых натураль­ных продуктов, которые и сдавались в виде дани. Это - скот, куны, гривна. С X века гривна становится единст­венной денежной единицей.

«Припомним, что древней­шую дань, о которой говорит Начальная летопись, Русь платила своим князьям или сторонним завоевателям ме­хами. Олег брал дань с древлян с избы по черной куне, т.е. по соболю. Термин «куны» получил значение денег, де­нежных знаков вообще».

Впрочем, если говорить в об­щем, финансовые институты первого институционального цик­ла находились в зачаточном состоянии. Но важно пони­мать, что их «зачатие» осуществлено именно сдаточно­-раздаточными отношениями.

Источник: Раздаточная экономика России: Эволюция через трансформации, стр. 52-60.