Сдачи и сигналы обратной связи в раздаточной экономике


Сдачи и сигналы обратной связи в раздаточной экономике

Институт административных жалоб в раздаточной экономике включается во все структурные единицы раздаточной экономики с целью постоянной коррекции принимае­мых решений. Но до сих пор действие механизма обратной связи в форме жалоб не осознается большинством экономистов, действующих в парадигме рыночной экономики

👁623

В российской истории сформировались следующие виды сдач: натуральные и (или) денежные сборы с трудо­способного населения, выполнение «повинностей», т.е. обязательный труд на общество, государственная служба по управлению хозяйством, военная служба.

Для уяснения природы и сущности сдач покажем от­личия их от налогов, существующих в рыночных эконо­миках:

- Налоги в государствах с рыночной системой - эле­мент финансовой системы, существующие исключитель­но в денежной форме; сдачи - элемент институциональ­ного строения раздаточной экономики и могут иметь как денежную, так и неденежную форму. Более того, до на­стоящего времени преобладала неденежная форма сдач в виде продукции, услуг, живого труда.

- Налогами обкладывается имущество и доходы, сда­чами - трудоспособное население с выделенными ему ресурсами. Другими словами, если в первом случае обло­жению подлежат результаты деятельности, то во вто­ром - производственные мощности. При этом для того,

чтобы платить налог, надо иметь доходы и имущество, если их нет - налог не взимается. В случае со сдачами си­туация обратная - необходимо обязательно их осущест­влять по заранее установленному нормативу и для этого необходимо иметь работу или доход.

- Функция налогов заключается в перераспределении доходов: налоги собираются с доходных групп населения и затем в виде социальной поддержки передаются бед­ным. Функция сдач заключается в формировании соот­ветствующих ресурсов для их последующей раздачи, при

этом каждый гражданин или хозяйствующий субъект сдает что-либо ему предписанное и одновременно полу­чает то, что ему положено.

Институт административных жалоб

В любой соци­ально-экономической системе присутствуют естествен­ные сигналы обратной связи, на основании которых принимаются решения и проводится соответствующая политика. В раздаточной экономике обратная связь осу­ществляется через институт административных жалоб, в основе которого лежит право на жалобу всех граждан и хозяйствующих субъектов. Институт административных жалоб на протяжении всего исторического развития раз­даточной экономики обеспечивал диалог между лицами, принимающими решения и всем населением по поводу

возникающих проблем и способов их решения. Формы этого диалога соответствовали историческим реалиям, однако с течением времени принимали все более циви­лизованный характер и в настоящее время приближают­ся к демократическим нормам.

Элементами института административных жалоб яв­ляются:

- законодательная основа - совокупность всех юри­дических норм, устанавливающих порядок работы с жа­лобами;

- управленческие органы, ведущие прием жалоб и принимающие по ним соответствующие решения;

- предметы обжалования - это то, на что разрешено подать жалобу;

- форма жалобы - установленный бланк для подачи жалобы;

- способы подачи жалобы - установленные правила приема и прохождения жалоб;

- сроки рассмотрения жалоб - определенный вре­менной интервал рассмотрения жалоб до окончательно­го ответа;

- механизм приема решений по жалобам.

От цикла к циклу совершенствовалась законодатель­ная основа института административных жалоб, услож­нялся и рационализировался порядок их прохождения, что привело к возникновению «иерархической жалобы» как проекции иерархической системы управления, по каналам которой осуществляет свой путь администра­тивная жалоба. Следствием этого стало включение меха­низма жалоб во все структурные единицы раздаточной экономики с целью постоянной коррекции принимае­мых решений.

Механизм влияния жалоб на принимаемые решения совершенствовался от цикла к циклу. Каждый гражданин и любой хозяйствующий субъект имели право жаловать­ся и активно использовали это право. Но не всякая жало­ба являлась руководством к действию: необходима была их критическая масса на каждом уровне иерархии, чтобы жалобы попадали на рассмотрение следующего уровня управления. Чем выше социальное положение жалующе­гося, тем больший вес имела жалоба. Количество жалоб выступало индикатором сбалансированности экономи­ческой системы в целом и каждой ее сферы, а их мини­мизация была критерием эффективности деятельности управляющих в раздаточной экономике.

Административные жалобы имеют сложную внутрен­нюю структуру и включают два типа жалоб - граждан­ские, поступающие от населения в органы управления и управленческие, исходящие с нижних звеньев управле­ния и передающиеся на более высокий уровень управле­ния.

Гражданские жалобы в свою очередь состоят из трех ВИДОВ:

- Активные жалобы или жалобы-сигналы. Они яв­ляются наиболее сильной формой выражения недоволь­ства граждан состоянием дел. С такими жалобами насе­ление обращается в вышестоящие отраслевые органы управления, в органы местного управления, в органы центральной власти, к депутатам, в прессу, на радио и те­левидение.

- Заявки и обращения, с которыми граждане обра­щаются со своей проблемой непосредственно в те орга­низации, которые отвечают за решение данной пробле­мы. Этот вид жалоб характеризует меньшую по сравне­нию с первой, остроту и напряженность проблемы.

- Латентные жалобы или осознаваемые проблемы. Они представляют собой жалобы, высказываемые насе­лением в тех случаях, когда их об этом специально спра­шивают, например, в ходе опросов. Латентные жалобы выражают менее острые проблемы, к наличию которых население привыкло и не спешит обращаться в специ­альные организации. В то же время латентные жалобы представляют собой тот резервуар, в котором проблемы постепенно накапливаются и превращаются в жалобы-обращения и в жалобы-сигналы.

Раздаточная экономика находится в состоянии эф­фективного функционирования, если основу системы административных жалоб составляют жалобы-обра­щения. Увеличение доли латентных жалоб и жалоб-сигналов означает ухудшение экономического положе­ния; в кризисном состоянии экономики латентные жало­бы существенно преобладают.

Сигнальный механизм в форме жалоб не мог быть не замечен исследователем современных экономик разда­точного типа Я. Корнаи, при этом он опирается на уже существующие идеи о наличии неценовых сигналов об­ратной связи:

«Голос потребителя, его жалоба на дефицит позволяют судить о спросе. И чем настойчивее потреби­тель в своем поиске и громче его жалоба, тем мощнее этот сигнал... Эта обратная связь дает о себе знать и в обычных условиях сильной централизации. Правда, ве­домство, управляющее предприятием, разрабатывает очень подробные предписания по номенклатуре выпус­каемой продукции. Но уж если они изменяются, то имен­но под воздействием обратной связи... Сигнальная систе­ма механизма обратной взаимосвязи: недовольство, рек­ламация (признаки жалобы. - О.Б.). Следующая за ними реакция - сосредоточение еще свободных источников капиталовложений в сферах, где терпение иссякает, при­ближается к пределу».

Некоторые советские экономисты понимали, что положения теории социалистической экономики не отражали реальной действительности. В научной лите­ратуре тех лет подчеркивалось, что «проблема «обрат­ной связи», имеющая особое значение для функциони­рования социалистической экономики, все еще ждет своей разработки».

Делались даже попытки намекнуть на существование механизма жалоб: «Формы ответной реакции на нарушение экономических законов могут быть самыми различными: сигналы руководству пред­приятий, министерств, в партийные организации, в пе­чать и тд, результатом чего могут явиться специальные мероприятия хозяйственного руководства по выправ­лению положения на данном участке производства».

Однако они решительно опровергались ортодоксаль­ными политэкономами.

До сих пор действие механизма обратной связи в форме жалоб не осознается большинством экономистов.

В том случае, если его действие и признается, то оцени­вается крайне невысоко.

«Подчеркивая факт существова­ния механизма регулирования обратной связью, следует, однако, отметить, что его действие не является достаточ­но сильным, и он срабатывает с запозданием».

Тем не менее, надо исходить из того, что не существует идеаль­ных сигналов обратной связи. Цены, которые выполняют аналогичную функцию в рыночной системе, «не выпол­няют это идеально» и за это критикуются. «Однако мы не отбрасываем первый закон механики только потому, что в реальном мире существует трение. Схожей ошибкой было бы закрывать глаза на достоинства системы цен только потому, что она не способна обеспечить безу­пречную координацию».

То же самое можно повторить и для системы жалоб, которая осуществляет процесс коор­динации в раздаточной экономике.