30 июля 1754 года родился Серафим Саровский - великий подвижник Русской Православной Церкви и чудотворец


30 июля 1754 года родился Серафим Саровский - великий подвижник Русской Православной Церкви и чудотворец

Великий Праведник владел даром исцеления и предвидения. Он принимал у себя многих страждущих монахов и мирян, в том числе императора Александра I. До конца своей жизни он давал приходящим к нему духовную помощь и утешение

👁571

Преподобный Серафим Саровский родился в Курске (19) 30 июля 1754 года (хотя по правилам Русской Православной церкви днем его рождения считается 1 августа). Имя его от рождения было Прохор Мошнин. Отец был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.

После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам.

Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь, куда он и пришел в ноябре 1778 года. Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, а затем был посвящен в сан иеродиакона. Он ревностно служил Господу, много молился. Около кельи развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи.

В 1807 году Серафим дал обет молчания.

В мае 1810 года Серафим возвратился в монастырь. Он ушёл в затвор до 1825 года, чтобы полностью находиться в молитве и Богомыслии. Праведник владел даром исцеления и предвидения. Он принимал у себя многих страждущих монахов и мирян, в том числе императора Александра I. До конца своей жизни он давал приходящим к нему духовную помощь и утешение. В 1831 году Серафима Саровского посетило видение Богородицы в окружении других святых.

В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

В Саровско монастыре Тамбовской губернии Преподобный Серафим Саровский и покинул этот мир (2) 14 января 1833 года (хотя по правилам Русской Православной церкви днем его кончины считается 15 января).

В 1903 году по решению Святого Синода он был канонизирован. Русская Православная церковь чтит память Святого - 1 августа и 15 января (по новому стилю).

Источник: calend.ru

-------------------------

Общеизвестно, что ключевую роль в канонизации Серафима Саровского сыграл последний русский император – Николай II, который лично надавил на Победоносцева для продвижения этого дела. Возможно, здесь не обошлось и без супруги Николая II, Александры Федоровны, которая просила Саровского молиться о даровании «России после четырех Великих Княжон наследника». После рождения цесаревича Их Величества укрепились в вере в святости старца. В кабинете императора даже был размещен большой образ святого Серафима.

Крылись ли в действиях Николая II личные мотивы, стремился ли он преодолеть преграды, разъединявшие его с народом, - неизвестно. Как неясно и то, насколько значимым оказалось влияние настоятеля Спасо-Евфимиевского монастыря архимандрита Серафима (Чичагова), который подал императору «мысль о сем предмете» и преподнес «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Впрочем, в императорской семье Саровского старца почитали давно: по легенде его инкогнито посещал Александр I, а 7-летняя дочь Александра II излечилась от тяжелой болезни благодаря мантии святого Серафима.

Во время Саровских торжеств по случаю открытия мощей старца Николай II получил так называемое «письмо из прошлого». Послание было написано преподобным Серафимом и адресовано «четвертому государю», который прибудет в Саров «особо обо мне молиться». Что было в письме доподлинно неизвестно – ни оригинала, ни копий не сохранилось.

По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже. Когда же Николай прочел послание, «горько заплакал» и был безутешен. Предположительно в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях, наставления и укрепление в вере, дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца.

17 декабря 1920 года мощи святого, хранившиеся в Дивеевском монастыре, были вскрыты. В 1926 году в связи с намерением ликвидировать монастырь встал вопрос о том, что делать с мощами: передать в Пензенский союз безбожников или, в случае беспорядков на религиозной почве, группе обновленцев в Пензе. Когда в 1927 году было принято окончательное решение о закрытии обители, большевики, не желая рисковать, постановили, что перевезут мощи Серафима Саровского и прочие реликвии в музей в Москве. 5 апреля 1927 года было осуществлено вскрытие и изъятие мощей.

Облаченные в одежды и мантию мощи уложили в синий ящик и, по свидетельствам очевидцев, разделившись на две группы, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда именно везут святыню. Предполагается, что мощи проделали путь из Сарова в Арзамас, оттуда – в Донской монастырь. Правда, некоторые говорили, что до Москвы их не довезли (если вообще везли туда). Есть свидетельство, что святые мощи были выставлены для поклонения в Страстном монастыре, пока тот в 1934 году не взорвали.

Мощи преподобного были обнаружены в конце 1990 года в запасниках Музея истории религии и атеизма Ленинграда. Одновременно с новостью сразу появились и сомнения насчет того, настоящая ли найдена реликвия? В памяти народной еще были живы воспоминания о саровских монахах, подменивших мощи в 1920 году. Для развенчания мифов была созвана специальная комиссия, которая подтвердила факт подлинности святыни. 1 августа 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского были возвращены в Дивеевский монастырь.

Источник