Встреча Президента России с директором Федеральной службы по финансовому мониторингу


Встреча Президента России с директором Федеральной службы по финансовому мониторингу

На официальном сайте Президента РФ опубликована стенограмма встречи Владимира Путина с директором Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрием Чиханчиным

👁587

В.Путин: Добрый день!

Юрий Анатольевич, хотел бы послушать сегодня результаты мониторинга расходования бюджетных средств и денег, которые выделяются на нацпроекты. Как идут дела?

Ю.Чиханчин: Владимир Владимирович, согласно Вашему поручению, мы выстроили систему мониторинга и контроля за расходованием бюджетных средств совместно с заинтересованными ведомствами. Это в первую очередь Казначейство, Налоговая служба, Генеральная прокуратура, ФСБ.

Выстроили взаимодействие и определили механизм контроля, то есть мы выработали единые оценки рисков на сегодняшний день, выстроили систему мониторинга, и вырабатываем систему мер по минимизации этих рисков. Все предложения, которые появляются, передаем в Правительство, мы сейчас неплохо работаем с Мишустиным в этом направлении.

Что нам удалось выстроить в этом механизме? Мне бы хотелось немножко остановиться на коронавирусе, потому что деньги сегодня наиболее серьезные, идущие на это направление. Мы посмотрели, взяли на мониторинг порядка 7 тысяч контрактов, около 4,5 тысяч исполнителей и увидели, что действительно идет большое поступление денежных средств. Динамика здесь есть на графике денежных средств.

Но в тоже время на первоначальном этапе пришел ряд исполнителей, которые находились в зоне рисков, и нам пришлось отобрать часть материалов и передать в Генеральную прокуратуру, в ФСБ, в МВД, порядка 160 материалов. На сегодняшний день часть контрактов расторгнута, возбуждены уголовные дела. Но после этого динамика стала меняться в лучшую сторону.

Действительно повысилась исполнительская дисциплина непосредственно тех, кто работает с коронавирусом. И динамика здесь по графикам показывает, что падение по всему: и по количеству подозрительных операций, по использованию фирм-однодневок, по использованию счетов банка сомнительным производством. Аналогичная ситуация складывается и при приобретении медицинского оборудования и ИВЛ. Здесь мы видим, что положительное, есть общая хорошая работа.

Второй блок вопросов, который тоже связан с коронавирусом, – это оказание помощи системообразующим предприятиям. Более 1000 предприятий сегодня представлено. Мы их посмотрели на нескольких направлениях. Первое – это преднамеренное сокрытие возможного финансового реального положения. Второе – это возможное перечисление денежных средств за рубеж, в первую очередь налогооблагаемых, льготные или оффшорные. Работу с теневыми площадками посмотрели и размещение средств на депозитах, выдача беспроцентных займов. Посмотрели еще одно направление – участие нерезидентов в работе и управлении компаний.

К сожалению, мы действительно увидели, что все эти показатели имеются. Действительно, есть и вывод денежных средств за рубеж, и есть участие нерезидентов, более 100 компаний. Все эти материалы мы подготовили и отдали сейчас в Правительство. Это будет учитываться при выработке подходов работы системообразующих предприятий.

Непосредственно по нацпроектам. Здесь ситуация складывалась таким образом. Общий объем доведенных денежных средств – более 2 триллионов на сегодняшний день. Доведена до получателей примерно та же самая сумма.

Есть небольшая проблема – в кассовом расходе. То есть не все деньги, которые поступили, сегодня контрактуются. Понятно, что сейчас какая-то часть нацпроектов будет пересматриваться с учетом складывающейся ситуации, но в то же время не хотелось бы, чтобы затягивалось, потому что может получиться картина прошлого года, когда в конце года появились деньги и появились не очень добросовестные исполнители.

Если посмотреть еще один слайд, мы видим, что на сегодняшний день все-таки примерно третья часть исполнителей, пришедших в нацпроекты, это исполнители в зоне риска. Какие риски мы видим на сегодняшний день? Это значительное количество подозрительных операций, которые банки выделяют по исполнителям. Это признаки фиктивности, когда появляются компании с 1–2 работающими людьми. Это относительно короткий период деятельности компании – до шести месяцев.

В.Путин: Они не однодневки, тем не менее, те, которые не созданы для реальной работы.

Ю.Чиханчин: Да, только появились, и уже выходят на миллиардные контракты. То есть мы как раз совместно с ведомствами отрабатываем и смотрим.

Если в целом посмотреть непосредственно по каждому из национальных проектов, то картина примерно одинаковая по всем. Немножко, может быть, чуть больше особенностей вызывает национальный проект «Малое и среднее предпринимательство», здесь гораздо лучшая процентная ставка, «Образование» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».

Мы сейчас по всем этим вопросам работаем непосредственно с Правительством. Мишустин выделил специально вице-премьера, и мы с ними отрабатываем этот вопрос.

Если посмотреть по округам, где и как идет освоение по национальным проектам, то наиболее вызывает вопросы у нас Южный федеральный округ и Дальневосточный. Мы сейчас работаем плотно с полпредствами и стараемся заранее им сообщать о тех рисках, которые мы видим. И ищем пути совместной минимизации этих рисков.

Что касается непосредственно по субъектам, то здесь по ряду субъектов действительно есть риски – это Ставрополье, Пензенская область, Хабаровский край. Но мы здесь начинаем работать уже непосредственно с губернаторами. В качестве пилотного проекта мы работаем с Новгородской и Тульской областями. Мы совместно с ними выделили всех исполнителей, находящихся в зоне риска. Они просто взяли их на контроль, своим контрольно-надзорным органам дали поручения. А новгородский губернатор эти объекты прямо взял на контроль и выезжает на них, смотрит. Этот пример, который был предложен Новгородской и Тульской областям, рассматривался на заседании Правительства, Правительственной комиссией и рекомендован всем субъектам, по такому же принципу построить дальнейшую работу. Это, на наш взгляд, даст возможность нам снизить риски в сфере национальных проектов.

В то же время если говорить о проблемных зонах, мы не просто их мониторим, но и отрабатываем более эффективные моменты.

Совместно с ФАС и ФСБ выявлены картельные сговоры на 700 миллионов уже в этом году и расторгнуты контракты. Сохранено бюджетных средств, то есть там, где не дали возможность недобросовестным подрядчикам выйти, на 3,8 миллиарда рублей. Фактически возмещен ущерб почти 3 миллиарда рублей – это где налоги вернули добровольно. И возбуждено порядка 50 уголовных дел. Около 2 миллиардов арестовано.

В.Путин: Чтобы доводились до суда эти дела, чтобы они не затухли по дороге.

Ю.Чиханчин: Будем стараться.

Я в качестве примера могу привести. Есть два материала. Это нацпроект, связанный с экологией, в частности – Волга.

Вы знаете, что выделены деньги, но пришли недобросовестные подрядчики и часть средств, выделенных туда, увели в аффилированные структуры и непосредственно даже на счета исполнителям.

И второе. Это компания, которая работала в онкологическом центре в Калининграде и на части объектов в Крыму. Аналогичная ситуация. Тоже возбуждены уголовные дела с нашим участием, с нашим материалом.

Хотелось бы сказать, какие проблемы на сегодняшний день в сфере контроля и мониторинга за бюджетными средствами.

Все-таки нам бы хотелось выйти на то, чтобы сделать окраску бюджетных средств, чтобы банки могли видеть, что эти деньги действительно бюджетные, что они идут на нацпроекты. Как мы сделали в свое время по гособоронзаказу. Тогда будет более эффективная деятельность со стороны банков, они не будут давать проводить сомнительные, подозрительные операции.

Второе – это выработка единых классификаторов для всех министерств и ведомств, чтобы понимали, что значит риск. Не только это наш риск, не только риск ФСБ или Казначейства, это единый риск для всех.

И конечно, центр принятия решений.

Мы сейчас как раз над этим вопросом работаем с Правительством, потому что не все риски можно минимизировать возможностями одного ведомства. Допустим, банк лишается лицензии, и клиентуре банка что делать, как выйти из этой ситуации. Таких очень много примеров.

Если можно, несколько слов по гособоронзаказу. Все-таки надо отдать должное, что тот задел, который был сделан еще в 2016 году по гособоронзаказу, принес свои результаты. Мы значительно сократили сомнительные операции – падение на 35–37 процентов. А по ряду направлений – в три раза. Уже фирмы-однодневки практически не приходят туда. Нет уже таких фактов, когда банки отказывают в проведении операций исполнителям по гособоронзаказу. То есть здесь стабилизировалась обстановка, ее просто надо удержать на этом направлении.

В.Путин: Я знаю, что система, которая была введена в последнее время, работает.

Ю.Чиханчин: Да.

И еще очень важно, все-таки правильное было принято решение – «Промсвязьбанк» появился как головной банк для решения этого вопроса. Я могу сказать, что сегодня 58 процентов исполнителей уже находятся в «Промсвязьбанке». Мы с ними вырабатываем общие подходы, у них хорошая система контроля. Они взаимодействуют и с нами, и с Казначейством, и с Налоговой, и с правоохранительными органами. И это в совокупности как раз приводит к тому, что мы сохраняем эти денежные средства.

Но в тоже время хотелось бы отметить, что большая работа, которая была проведена с Центральным банком, с правоохранительными органами, в первую очередь ФСБ и МВД, Генеральной прокуратурой, нам удалось «зачистить» банковский сектор, освободиться от неблагонадежных банков. И если мы полтора года назад говорили о том, что у нас несколько десятков теневых площадок в стране, то сегодня мы можем сказать, что где-то около десятка всего. И мы их видим, и потихоньку начинаем ликвидировать.

Но все равно востребованность в «серых» теневых деньгах остается, и недобросовестные бизнесмены уходят на зарубежные площадки. В частности, мы сейчас работаем довольно плотно с коллегами из Кыргызстана, так называемая «киргизская схема», куда ушли деньги. Нам помогают еще порядка десяти стран. В общей сложности около 2 миллиардов уже арестовано денег. Я думаю, что мы это дело доведем до конца, в семь раз, по крайней мере, сократили вывод денежных средств в Кыргызстан. Спасибо коллегам.

Второй блок здесь появился, кроме банковского, это страховой сектор. Тоже стал проявлять себя. Здесь принцип очень простой: делаются компании-двойники, то есть страховая компания плюс страховой агент, и деньги, которые должны принести страхующие люди или компании, они попадают страховому агенту, а уже распределение идет в пользу интереса собственника, минуя страховую компанию. Я думаю, что для нас эти подходы понятны, мы их реализуем, и в целом систему выстраиваем. Я думаю, что она нам даст возможность сохранить денежные средства, которые выделяются.